Общероссийский классификатор специальностей по образованию оксо в 2018 году — что это такое

Общероссийский классификатор специальностей по образованию оксо рф в 2018 году

ОКСО – это сокращенное название Общероссийского классификатора специальностей. Классификатор создан для того, чтобы обеспечивать обмен данными между государственными ведомствами в области образования.

ОКСО призван решать задачи в сфере подготовки нужных специалистов в производственной либо иной области.

Другими словами, Общероссийский классификатор специальностей учитывает потребности рынка в различных областях деятельности, что приводит в конечном итоге к снижению уровня безработицы.

Среди остальных задач ОКСО выделяют такие, как регулирование лицензирования в образовательной области, статистический анализ, учет и обработку информации, регулирование соотношения уровня подготовки российских специалистов в соответствии с международными стандартами.

ОКСО включает в себя как высшее, так и среднее профессиональное образование. Классификатор опирается на закон «Об образовании», а также на списки направлений в подготовке кадров, составленные в соответствии с данным законом. Ведение классификатора регулируется Министерством образования РФ и ВНИИКИ Госстандарта.

Какова структура и коды в ОКСО

ОКСО в целом представляет свод кодовых обозначений объектов для классификации, наименований данных объектов и дополнительные классификационные признаки.

Включает структурное описание объекта:

  • Блок наименования
  • Блок идентификации
  • Блок классификационных дополнительных признаков

В ОКСО блок идентификации строится с применением иерархического метода классификации, а также при помощи последовательного метода кодирования. Можно выделить три уровня иерархической классификации:

  • Специальности
  • Направления подготовки
  • Укрупненные группы направлений и специальностей

В структуру кодового обозначения включены шесть десятичных цифровых знака. Она обладает следующим видом: ХХХХХХ, где:

  • Первый и второй знак соответствует укрупненным группам направлений и специальностей подготовки
  • Третий и четвертый знак – это направления подготовки
  • Пятый и шестой знак – специальности

В ОКСО блок наименования включает в себя наименования специальностей, направлений подготовки, наименования укрупненных групп направлений и специальностей. Для удобства использования классификатора наименования направлений выделены полужирным, специальностей – курсивом.

В блоке классификационных дополнительных признаков содержится информация о квалификации, которая присваивается по специальности и направлению подготовки. В 1 графе блока квалификационных дополнительных признаков указывают код, во 2 графе блока – наименование квалификации.

Определяется наименование квалификации утвержденными Министерством образования РФ перечням направлений и специальностей среднего профессионального и высшего образования.

Источник: https://lk-sdek.ru/trudovoj-kodeks/obshherossijskij-klassifikator-specialnostej-po.html

Введение

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ОК 009-93 (ОКСО) (утв- Постановлением Госстандарта РФ от 30-12-93 … Актуально в 2018 году

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) является составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации и подготовлен в рамках выполнения Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 121 «О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» с учетом изменений, происшедших в системе высшего и среднего профессионального образования России. ОКСО базируется на положениях Закона Российской Федерации «Об образовании» и нормативных документах Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (Госкомвуза России).

Общероссийский классификатор специальностей по образованию разработан для использования вместо Общесоюзного классификатора специальностей по образованию (1 89 94) на территории Российской Федерации.

ОКСО создан для регламентации принятых в Российской Федерации специальностей по образованию и предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех уровнях управления народным хозяйством Российской Федерации с охватом как государственной, так и негосударственной систем высшего и среднего профессионального образования при решении следующих задач:

— регулирования приема и выпуска специалистов;

— статистического учета приема, выпуска и трудоустройства специалистов;

— интеграции системы высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации в международные образовательные структуры;

— сопоставимости образовательной статистики России и других стран.

Объектами классификации в ОКСО являются группы специальностей, области знаний (наук), специальности среднего профессионального и высшего образования, направления подготовки (в высшем образовании), а также специализации.

Группа специальностей представляет собой совокупность специальностей, относящихся к какой-либо широкой предметной области, указанной в наименовании группы.

Область знаний (наук) отражает принятую дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические, сельскохозяйственные, образовательные науки (используется для классификации объектов только в высшем образовании).

Под специальностью или направлением подготовки понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач.

Специализация — это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках указанной специальности.

В качестве характеристики объектов классификации используется признак уровня подготовки.

Классификатор состоит из двух разделов:

— раздел 1 «Среднее профессиональное образование»;

— раздел 2 «Высшее образование».

Раздел 1 «Среднее профессиональное образование» содержит один подраздел — «Специальности среднего профессионального образования». Раздел 2 «Высшее образование» содержит два подраздела: — подраздел 1 «Специальности высшего образования»; — подраздел 2 «Направления подготовки в высшем образовании».

Каждый подраздел ОКСО содержит 3-уровневую классификацию объектов. В подразделах «Специальности среднего профессионального образования» и «Специальности высшего образования» выделяются следующие уровни классификации: — группа специальностей; — специальность; — специализация.

В подразделе «Направления подготовки в высшем образовании» выделяются следующие уровни классификации: — область знаний (наук); — направление подготовки; — специализация. В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и фасетов классификационных признаков объектов.

Структурно описание объекта классификации включает: — блок идентификации объекта; — блок наименования объекта; — блок фасетов классификационных признаков объекта. Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации, серийно — порядкового, последовательного и параллельного методов кодирования.

Длина кодового обозначения составляет семь цифровых десятичных знаков (и контрольное число (КЧ)). Формула структуры кодового обозначения в блоке идентификации ОКСО имеет вид:

XX + XX + XX + X + КЧ.

Признаки идентификационного кода распределяются следующим образом:

для специальностей среднего профессионального и высшего образования для направлений подготовки в высшем образовании
1, 2 знаки — группа специальностей; 1, 2 знаки — область знаний (наук);
3, 4 знаки — специальность; 3, 4 знаки — направление подготовки;
5, 6 знаки — специализация;
7 знак — уровень подготовки. 5, 6 знаки — специализация;
7 знак — уровень подготовки.

Для 7 знака приняты следующие значения:

— 1 — специальности среднего профессионального образования;

— 2 — направления подготовки в высшем образовании;

— 3 — специальности высшего образования.

В сфере высшего образования (раздел 2 «Высшее образование») специальности и направления подготовки могут использоваться в качестве равнозначных объектов без указания их принадлежности к уровню подготовки, поэтому для раздельной (непересекающейся) идентификации этих объектов выделены следующие серии кодов:

— для групп специальностей в подразделе 1 «Специальности высшего образования» выделена серия кодов 01 — 50;

— для областей знаний (наук) в подразделе 2 «Направления подготовки в высшем образовании» выделена серия кодов 51 — 99.

При идентификации специальностей и направлений подготовки как основных объектов классификации допускается использование сокращенного 4-значного кода (первых 4 знаков блока идентификации).

Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей методикой расчета и применения контрольных чисел для защиты кодов классификаторов.

Блок наименования ОКСО содержит наименование группы специальностей, области знаний (наук), специальности, направления подготовки или специализации.

Блок фасетов классификационных признаков (БФКП) для специальностей, направлений подготовки и специализаций содержит фасет, характеризующий соответствие данного объекта определенной позиции Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО. Этот фасет указывает на группу образовательных программ по МСКО и включает 5 знаков.

Формула структуры кодового обозначения фасета имеет вид:

X + XX + XX.

Признаки распределяются следующим образом:

— 1 знак — ступень образования;

— 2, 3 знаки — изучаемая область в рамках ступени;

— 4, 5 знаки — группа образовательных программ в пределах изучаемой области.

Для объектов классификации по высшему образованию (раздел 2 «Высшее образование») имеется второй фасет, характеризующий:

— для специальностей и специализаций в подразделе 1 — сокращенный (4-значный) код направления подготовки, к которому отнесена данная специальность (специализация);

— для направлений подготовки и специализаций в подразделе 2 — код группы специальностей высшего образования, к которой отнесено данное направление подготовки (специализация).

Примечание. Эти связи носят условный характер и устанавливаются исключительно для обеспечения сопоставимости информации при решении задач статистического учета.

Формула структуры кодового обозначения фасета, включающего 4 знака, имеет вид:

XX + XX.

Признаки распределяются следующим образом:

для специальностей для направлений подготовки
1, 2 знаки — область знаний (наук) 1, 2 знаки — группа специальностей высшего образования
3, 4 знаки — направление подготовки
3, 4 знаки — резерв (заполняется нулями).

Специальности и направления подготовки определяются Госкомвузом России. Специализации, необходимые для целей статистического учета на федеральном уровне (филологические, лингвистические), определяются Госкомстатом России. Остальные специализации определяются учебными заведениями в порядке, устанавливаемом Госкомвузом России, и в ОКСО не отражаются.

Примеры кодирования объектов классификации для различных разделов и подразделов ОКСО представлены ниже.

Пример кодирования объектов классификации для раздела 1 «Среднее профессиональное образование».

Код 0101 00 1 означает:

01 — естественнонаучные специальности — группа специальностей;
0101 — гидрология — специальность;
0101 00 1 — специальность среднего профессионального образования — уровень подготовки.

Пример кодирования объектов классификации для подраздела 1 «Специальности высшего образования» раздела 2 «Высшее образование».

Код 0217 01 3 означает:

02 — гуманитарно — социальные специальности — группа специальностей;
0217 — филология — специальность;
0217 01 — русский язык — специализация;
0217 01 3 — специальность высшего образования — уровень подготовки.
Читайте также:  Сколько стоит оформить наследство у нотариуса (цена) в 2018 году - на квартиру, в москве, по завещанию, на дом и землю

Пример кодирования объектов классификации для подраздела 2 «Направления подготовки в высшем образовании» раздела 2 «Высшее образование».

Код 5101 00 2 означает:

51 — естественные науки и математика — область знаний (наук);
5101 — математика — направление подготовки;
5101 00 2 — направление подготовки в высшем образовании — уровень подготовки.

Система ведения Общероссийского классификатора специальностей по образованию предусматривает взаимодействие Госкомвуза России с Госстандартом России.

Источник: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/316872

Классификатор специальностей (ОКСО) – скачать коды ОКСО

Общероссийский классификатор специальностей обеспечивает обмен информацией государственными ведомствами в системе образования, решает задачи в области подготовки необходимых специалистов в производственной или иной сфере, иными словами, в ОКСО учитываются потребности рынка в тех или иных областях деятельности, что в конечном итоге приводит к снижению безработицы.

Среди прочих задач классификатора можно выделить регулирование лицензирования в образовательной сфере, соотношение уровня подготовки специалистов в России с международными стандартами и, конечно, статистический учет, анализ и обработку этих данных для достижения вышеуказанных задач.

Общероссийский классификатор специальностей включает в себя высшее и среднее профессиональное образование, опирается на закон «Об образовании» и разработанные в соответствии с ним списки направлений подготовки кадров, а его ведение регулирует Министерство образования России в тесном сотрудничестве с ВНИИКИ Госстандарта.

Объекты ОКСО

Объектами ОКСО являются специальности среднего и высшего профессионального образования, где за специальность принимают умения, знания, навыки, полученные в ходе обучения в образовательных учреждениях, когда подготовленные специалисты становятся способны решать профессиональные задачи.

Структура и коды в ОКСО

Общероссийский классификатор специальностей – это совокупность кодов, наименований объектов и их дополнительных классификационных признаков, которые сведены в одну таблицу. При этом кодирование (идентификация объекта) имеет трехуровневую систему иерархии, используя для кодировки последовательный метод.

Каждый последующий уровень конкретизирует предыдущий, который, в свою очередь, является некоторым обобщением для последующего. Коды ОКСО имеют следующий вид: ХХХХХХ – шесть цифровых значений, где первые два обозначают первый уровень иерархии, 4 и 5 – второй, а последние два – третий.

На первом уровне выделяются укрупненные группы специальностей, которым соответствует более обширная предметная область. Она сужается на втором уровне и конкретизируется на третьем, где выделяется сама специальность.

При этом в блоке наименования общероссийский классификатор специальностей разделяет названия разных уровней классификации разным шрифтом – полужирным на втором уровне и курсивом на третьем.

Классификационные признаки ОКСО

Дополнительные классификационные признаки включают сведения о квалификации, которая определяет уровень подготовки специалиста. На данном этапе коды ОКСО имеют вид ХХ, т. е.

представляют собой два разряда, где первый знак указывает на высшее или среднее профессиональное образование, а второй называет уровень подготовки: бакалавр, специалист или магистр для высшего образования и базовый или повышенный для среднего.

Таким образом, если нужно закодировать в ОКСО название квалификации целиком, получается код из 8 знаков вида ХХХХХХХХ (первые шесть для направления подготовки или специальности и 2 для самой квалификации).

Подробная информация о классификаторе ОКСО

Источник: http://klassifikators.ru/okso

С 1 июля 2017 года вводится новый общероссийский классификатор специальностей по образованию (оксо) ок 009-2016

В соответствии с приказом Росстандарта от 08 декабря 2016 N 2007-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2016» с 1 июля 2017 году вводится новый Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2016.

В связи с этим, действующие в настоящее время Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2003 и Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО) ОК 023-95 будут отменены с 1 июля 2017 г.

Поскольку коды ОКСО используются при заполнении пункта 6 раздела I «Общие сведения» личной карточки работника, то данную информацию необходимо учесть при ведении кадрового учета.

При ведении кадрового делопроизводства сведения об образовании для заполнения личной карточки вносятся только на основании документа об образовании, который предъявляет работник специалисту по кадровому делопроизводству . В дальнейшем, если работник получает новое образование уже во время работы у работодателя, то в обязанности работодателя при ведении кадрового учета входит дополнение личной карточки новыми сведениями об образовании.

Личная карточка работника относится к обязательным кадровым документам, которые обязан вести работодатель на каждого работника при ведении кадрового делопроизводства.

Обязанность работодателей по ведению личных карточек работников при ведении кадрового учета определяется «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.

2003 N 225, где указано, что с каждой вносимой записью в трудовой книжке о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу и увольнении работодатель должен ознакомить работника под роспись в личной карточке, в которой повторяются все записи, внесенные работодателем в трудовую книжку при ведении кадрового делопроизводства.

Поэтому заполнять личную карточку при ведении кадрового делопроизводства нужно правильно, ведь в случае потери трудовой книжки стаж работника можно будет подтвердить по записям в личной карточке работника, которая ведется при ведении кадрового делопроизводства начиная с приема на работу и заканчивая увольнением.

Наш Департамент кадрового учета предлагает свои услуги по ведению кадрового делопроизводства, которые включают в себя, в том числе, оформление и дальнейшее ведение личных карточек работников. Ведение личных карточек после оформления работника приема на работу включает часто включает в себя внесение записей:

  • о переводе на другую постоянную работу;
  • об отпусках, с указанием вида отпуска, его продолжительности, периода работы, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • об увольнении;
  • изменении паспортных данных;
  • повышении квалификации;
  • профессиональной переподготовке и др.

Поскольку в личной карточке указываются не только данные о трудовой деятельности работника, но и персональные данные, то нами разработана специальная анкета нового работника, информация из которой позволяет нашим специалистам по кадровому делопроизводству более полно заполнить все разделы личной карточки при ведении кадрового учета.

Обращайтесь в наш Департамент кадрового учета за услугой по кадровому аутсорсингу.

В рамках оказания наших услуг, мы берем на себя полное ведение кадрового учета, предоставляя правильно и своевременно подготовленные документы по всем процедурам кадрового учета.

Услуги нашего Департамента по ведению кадрового учета позволяют работодателям избежать в дальнейшем трудовых споров с работниками и проверок трудовой инспекции.

Источник: http://kadri.center21vek.ru/content/article/255/

Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОКСО в 2018 году — что это такое

Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОКСО РФ в 2018 году регулируется российским законодательством. Именно на него нужно ссылаться во время изучения ОКСО.

Общая российская классификационная система специальностей по образованию (ОКСО) является составляющей частью Единого классифицирования и кодировки РФ.

Он был разработан на основании Постановления Правительства России № 121 “О мерах по реализации Государственной переходной программы России на принятую учетную и стратегическую систему по запросам становления экономического хозяйствования на рынке в практической деятельности иных народов” с изменениями, произошедших в высших и средних системах образования.

ОКСО базируется на Федеральном законе “Об образовательной деятельности” и иных нормативно-правовых документах Государственного Комитета России.

Рассматриваемый вопрос весьма сложный, из-за чего изначально рекомендуется ознакомиться с базовым понятиями и российским законодательством.

Благодаря этому можно исключить вероятность допущения различного рода неточностей.

ОКСО – сокращенное название Общей классификационной системы образования на территории России.

Она была разработана с целью предоставления гарантий обмена информации между муниципальными органами в сфере образовательного дела.

ОКСО в первую очередь призвана регулировать ключевые вопросы в области подготовки профессионалов в различной сфере деятельности.

Иными словами, ОКСО предусматривает потребности рынка в различных сферах деятельности, что может привести в конечном итоге к уменьшению показателей безработицы.

Среди иных вопросов ОКСО выделяют такие, как:

  • регулировка лицензии в образовательной сфере;
  • обзор статических сведений;
  • подсчет и обработка материалов;
  • регулировка показателей баланса уровня профессиональной подготовки специалистов, согласно принятым интернациональным эталонам.

Сама классификационная система основывается на Постановлении “О воспитании” и а иных нормативно-правовых актах.

ОКСО сформирован с целью регламентирования исполненных на территории России специальностей в сфере образования и используется во время деятельности и обмена сведениями во всех без исключения управленческих системах РФ, причем охватывая:

  • национальную систему;
  • не национальную систему образования.

В частности используется с целью решения таких немаловажных вопросов, как:

  • урегулирование приема и выпуска квалифицированных специалистов;
  • статического учетного дела по вопросу приема, выпуска и дальнейшего официального трудоустройства специалистов;
  • сопоставимости статистики в сфере образования на территории России и в иных странах.

Объектами рассматриваемой классификации принято считать:

Группа профессиональной деятельности считается совокупностью специальностей, которые напрямую относятся к какой-нибудь сфере, отображенной в названии группы 0 согласно Росстандарту.

Основными нормативно-правовыми документами являются:

В указанных нормативных документах отображаются все ключевые сведения по вопросу ОКСО. Рекомендуется ознакомиться с ними для минимизации рисков возникновения различного недопонимания.

Что называется общероссийским классификатором специальностей по образованию ОКСО

Согласно российскому законодательству объектами ОКСО принято считать профессии высшего и среднего образования.

Одновременно с этим под профессией подразумевается:

Подобные навыки и умения обретаются в образовательных учреждениях.

ОКСО подразумевает под собой сборник кодовых отображений и разработан с целью систематизации.

Читайте также:  Удержание по исполнительному листу из заработной платы в 2018 году - сколько можно, максимальный процент

Он содержит в себе структурное описание предмета, в частности:

  • блок наименования;
  • каналы идентификации;
  • каналы классификационных признаков.

Необходимо отметить, что в ОКСО канал идентификации базируется с использованием иерархического варианта систематизации, причем с поддержкой поочередного метода кодировки.

Предусмотрено несколько уровней иерархической систематизации:

  • специальность;
  • сфера подготовки;
  • углубленные категории направлений.

В структуру кодовых отображений входит 6 цифр. Они обладают последовательностью в форме хххххх, в которой:

В разработанном ОКСО канал наименования включает в себя:

  • наименование обретаемой профессии;
  • направление сферы подготовки;
  • наименование организации и самой специальности.

Расшифровку ОКВЭД прочая оптовая торговля в 2018 году, читайте здесь.

Кодовое отображение в форме 0101 00 1 отображает:

Пример кодирования предметов систематизации:

  1. Специальности из категории высшего образования.
  2. Высшее образование.

Кодовое значение 0217 01 3 отображает:

Рассмотрим пример систематизации с целью подраздела:

  1. Тенденция подготовки в высшем образовательном учреждении.
  2. Высшее образование.

Кодовое значение 5101 00 2 отображает:

Как видно каждый код несет под собой различные сведения.

Средним образованием принято считать уровень знаний, которое обретается в период образовательного процесса в:

Данная разновидность образовательного процесса направлена на получение практических навыков трудовых специальностей.

Для некоторых профессий получение среднего образования считается высшим уровнем обучения.

  • цирковых артистов;
  • артистов балета;
  • иных художественных профессий;
  • работа в области машиностроения.

Обучение осуществляется на базе 9 и 11 классов, а продолжительность напрямую зависит от самой специальности.

В некоторых ситуациях такой вид образования считается предпочтительным:

  • требования к потенциальным студентам лояльнее, нежели в ВУЗах;
  • большое число бюджетных мест;
  • среднее образование включает в себя огромный объем практики.

Из дополнительных особенностей выделяют возможность одновременно получить несколько специальностей.

ВПО (высшее профессиональное образование) – наивысший образовательный уровень, который направлен на подготовку руководящих специалистов в любой области деятельности.

Обучение осуществляется на базе законченного 11 класса либо же после получения диплома о среднем образовании.

Во время образовательного процесса студенты получают все необходимые теоретические знания.

Современная образовательная система подразумевает под собой присвоение выпускникам ученых степеней:

Уровень подготовки квалифицированных специалистов остался на уровне специалитета. К ним в большинстве случаев относят:

  • врачей и фармацевтов, в том числе сотрудников химической отрасли;
  • сотрудников таможенного направления;
  • специалистов приборостроения;
  • специалисты современной компьютерной техники (управление автоматизированными станками, программирование и так далее).

Период образовательного процесса составляет 5 лет.

Одновременно с этим необходимо обращать внимание на то, что образовательная программа в высших учебных заведениях осуществляется в нескольких вариациях, а именно:

Среди основных преимуществ дистанционного образования принято считать:

  • доступная стоимость образования;
  • возможность получения необходимые навыки и умения в любое удобное для студента время, причем, не отрываясь от своей деятельности.

Как рассчитать размер госпошлины в суд общей юрисдикции, читайте здесь.

Порядок возврата товара в Юлмарт, смотрите здесь.

Из недостатков принято выделят:

  • недостаток практических навыков;
  • низкий уровень развития коммуникабельности;
  • необходимость в наличии высокого уровня мотивации для самостоятельного освоения образовательного материала.

Как видно, каждая форма обучения несет под собой как достоинства, так и недостатки.

Напоследок можно сказать — в зависимости от уровня полученного образования предусматривается и сам код из ОКСО.

Иными словами, его значение позволяет идентифицировать уровень полученного образования отдельным взятым гражданином России.

Источник: https://wallps.ru/moj-yurist/obshherossijskij-klassifikator-specialnostej-po-obrazovaniyu-okso-v-2018-godu-chto-eto-takoe

Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2016 (2017). Часть 1

«ОК 009-2016. Общероссийский классификатор специальностей по образованию» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2007-ст)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОК 009-2016

RUSSIAN CLASSIFICATION OF PROFESSIONS BY EDUCATION

Дата введения — 1 июля 2017 года

Предисловие

РАЗРАБОТАН Министерством образования и науки Российской Федерации

ПРЕДСТАВЛЕН Министерством образования и науки Российской Федерации

ВНЕСЕН Управлением развития информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2016 г. N 2007-ст

ВЗАМЕН ОК 009-2003, ОК 023-95

Введение

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) является документом по стандартизации Российской Федерации.

ОКСО предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.

ОКСО основывается на утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования и перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

ОКСО вводится взамен ОКСО ОК 009-2003, а также Общероссийского классификатора начального профессионального образования (ОКНПО) ОК 023-95.

ОКСО используется при решении задач, связанных с:

— регламентацией приема, образовательной деятельности и выпуска по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;

— определением прогнозной потребности в кадрах соответствующих квалификаций;

— регламентацией лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности в области среднего профессионального и высшего образования;

— регламентацией статистического учета в области среднего профессионального и высшего образования.

ОКСО включают в себя следующие разделы:

— раздел I. Профессии среднего профессионального образования;

— раздел II. Специальности среднего профессионального образования;

— раздел III. Направления подготовки высшего образования — бакалавриата;

— раздел IV. Направления подготовки высшего образования — магистратуры;

— раздел V. Специальности высшего образования — специалитета;

— раздел VI. Направления подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;

— раздел VII. Направления подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;

— раздел VIII. Специальности высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

— раздел IX. Специальности высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

Объектами классификации в ОКСО являются профессии и специальности среднего профессионального образования, специальности и направления подготовки высшего образования.

Под профессией, специальностью, направлением подготовки понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.

Профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы. Под укрупненной группой понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки.

Для обобщенной характеристики профессий, специальностей и направлений подготовки укрупненные группы объединяются в области образования. Под областью образования понимается совокупность укрупненных групп, относящихся к определенной сфере деятельности.

ОКСО содержит коды областей образования, укрупненных групп, профессий, специальностей и направлений подготовки, а также их наименования.

В ОКСО использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

Кодовое обозначение профессии, специальности или направления подготовки состоит из семи цифровых знаков:

X.XX.XX.XX, где:

1-й цифровой знак соответствует коду области образования;

2-й и 3-й цифровые знаки соответствуют коду укрупненной группы;

4-й и 5-й цифровые знаки соответствуют коду образовательного уровня;

6-й и 7-й цифровые знаки соответствуют коду профессии, специальности или направления подготовки.

После кода области образования, после кода укрупненной группы и после кода образовательного уровня ставится точка.

Код области образования, укрупненной группы и образовательного уровня представляют собой последовательные цифровые коды в пределах ОКСО.

Код профессии, специальности или направления подготовки представляет собой последовательный цифровой код в пределах укрупненной группы и образовательного уровня.

При кодировании укрупненной группы как объекта классификации код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) имеют значение «00».

При кодировании области образования как объекта классификации код укрупненной группы, код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) не используются.

В ОКСО использован перечень областей образования, установленный Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1059:

— математические и естественные науки;

— инженерное дело, технологии и технические науки;

— здравоохранение и медицинские науки;

— сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;

— науки об обществе;

— образование и педагогические науки;

— гуманитарные науки;

— искусство и культура;

— оборона и безопасность государства. Военные науки.

В ОКСО использован перечень укрупненных групп, установленный приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» и от 29 октября 2013 г. N 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»:

Математические и естественные науки
01 Математика и механика
02 Компьютерные и информационные науки
03 Физика и астрономия
04 Химия
05 Науки о Земле
06 Биологические науки
Инженерное дело, технологии и технические науки
07 Архитектура
08 Техника и технологии строительства
09 Информатика и вычислительная техника
10 Информационная безопасность
11 Электроника, радиотехника и системы связи
12 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
13 Электро- и теплоэнергетика
14 Ядерная энергетика и технологии
15 Машиностроение
16 Физико-технические науки и технологии
17 Оружие и системы вооружения
18 Химические технологии
19 Промышленная экология и биотехнологии
20 Техносферная безопасность и природообустройство
21 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
22 Технологии материалов
23 Техника и технологии наземного транспорта
24 Авиационная и ракетно-космическая техника
25 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
26 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
27 Управление в технических системах
28 Нанотехнологии и наноматериалы
29 Технологии легкой промышленности
Здравоохранение и медицинские науки
30 Фундаментальная медицина
31 Клиническая медицина
32 Науки о здоровье и профилактическая медицина
33 Фармация
34 Сестринское дело
Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки
35 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
36 Ветеринария и зоотехния
Науки об обществе
37 Психологические науки
38 Экономика и управление
39 Социология и социальная работа
40 Юриспруденция
41 Политические науки и регионоведение
42 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
43 Сервис и туризм
Образование и педагогические науки
44 Образование и педагогические науки
Гуманитарные науки
45 Языкознание и литературоведение
46 История и археология
47 Философия, этика и религиоведение
48 Теология
49 Физическая культура и спорт
Искусство и культура
50 Искусствознание
51 Культуроведение и социокультурные проекты
52 Сценические искусства и литературное творчество
53 Музыкальное искусство
54 Изобразительное и прикладные виды искусств
55 Экранные искусства
Оборона и безопасность государства. Военные науки
56 Военное управление
57 Обеспечение государственной безопасности
Читайте также:  Как оформить опекунство над пожилым человеком в 2018 году - недееспособным, можно ли, старше 80, где, правильно, документы

Образовательные уровни в ОКСО имеют следующие коды:

01 среднее профессиональное образование — подготовка квалифицированных рабочих, служащих
02 среднее профессиональное образование — подготовка специалистов среднего звена
03 высшее образование — бакалавриат
04 высшее образование — магистратура
05 высшее образование — специалитет
06 высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
07 высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре
08 высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры
09 высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

Источник: http://hotuser.ru/low/3069-obshherossijskij-klassifikator-speczialnostej-po-obrazovaniyu-ok-009-2016-2017-chast-1

Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

ДОКУМЕНТЫ

Приложение № 1 к приказу Минобразования России от 04.12.2003 № 4482

МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ ГОССТАНДАРТ РОССИИ

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОК 009 -2003

Москва ИПК Издательство стандартов

2003

МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ ГОССТАНДАРТ РОССИИ

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОК 009 — 2003

Издание официальное

Москва 2003

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом высшего образования (НИИВО) Минобразования России, Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству» (ФГУП «ВНИИКИ») Госстандарта России

ПРЕДСТАВЛЕН Министерством образования Российской Федерация

ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 №276-ст

3 ВЗАМЕН ОК 009-93

© ИПК Издательство стандартов, 2003

Настоящий классификатор не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………….. Высшее и среднее профессиональное образование……………………. Физико-математические науки……………………………

………. Естественные науки……………………………………………. Гуманитарные науки……………………………………………. Социальные науки …………………………………………….. Образование и педагогики ……………………………………… Здравоохранение ………………………………………………

Культура и искусство …………………………………………. Экономика и управление………………………………………… Информационная безопасность……………………………………. Сфера обслуживание …………………………………………… Сельское и рыбное хозяйство ………………………………….. Геодезия и землеустройство……

……………………………….. Геология, разведка и разработка полезных ископаемых………………. Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника………… Металлургия, машиностроение и материалообработка…………………. Авиационная и ракетно-космическая техника……………………….. Оружие и системы вооружения……………………………….

…… Морская техника………………………………………………. Транспортные средства…………………………………………. Приборостроение и оптотехника………………………………….. Электронная техника, радиотехника и связь……………………….. Автоматика и управление………………………………………..

Информатика и вычислительная техника……………………………. Химическая и биотехнологии…………………………………….. Воспроизводство и переработка лесных ресурсов……………………. Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров ….. Строительство и архитектура…………………………………….

Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды…………..

ОК 009-2003

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Russian Classification of Professions by education

Дата введения 2004 — 01 — 01

ВВЕДЕНИЕ

      Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) охватывает высшее и среднее профессиональное образование и основывается на утверждаемых Минобразованием России перечнях направлений подготовки и специально- стей высшего и среднего профессионального образования, разрабатываемых в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 №12-ФЗ.       ОКСО предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений при решении следующих основных задач:       определение прогнозной потребности, регулирование приема и выпуска специалистов;       регламентация лицензионной деятельности и статистического учета в образовании;       интеграция системы высшего профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации в международное образовательное пространство.       Объектами классификации в ОКСО являются специальности высшего и среднего профессионального образования.       Под специальностью понимают совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.       В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и их дополнительных классификационных признаков.       Структурное описание объекта классификации включает:       блок идентификации;       блок наименования;       блок дополнительных классификационных признаков.       Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования.       Три уровня иерархической классификации объектов выделяют:       — укрупненные группы специальностей и направлений подготовки;       — направления подготовки;       — специальности.

      Укрупненные группы специальностей и направлений подготовки объединяют совокупности специальностей и направлений подготовки, относящихся к какой-либо широкой предметной области, и соответствуют утвержденному Правительством Российской Федерации государственному заданию на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на 2003 — 2005 годы.

      Направления подготовки выделяют более узкую предметную область в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, к которым они принадлежат.       Специальности выделяют в рамках направлений подготовки конкретную профессиональную область.       Специализации, вводимые учебными заведениями в порядке, установленном Минобразованием России, в ОКСО не рассматриваются.       Структура кодового обозначения включает шесть цифровых десятичных знаков и имеет вид:ХХХХХХ,

      где 1,2-й знаки соответствуют укрупненным группам специальностей и направлений подготовки;       3,4-й знаки соответствуют направлениям подготовки;       5,6-й знаки соответствуют специальностям.

      Блок наименования ОКСО содержит наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки; направлений подготовки; специальностей.

      В настоящем ОКСО в блоке наименований для удобства пользования наименования направлений подготовки выделены полужирным шрифтом, а наименования специальностей — курсивом, учитывая, что в соответствии со сложившейся практикой эти наименования в отдельных случаях могут совпадать.

      Блок дополнительных классификационных признаков содержит информацию о квалификации, присваиваемой по направлению подготовки и/или по специальности.

      Квалификация по направлению подготовки и/или специальности высшего и среднего профессионального образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач.       В первой графе блока дополнительных классификационных признаков указывается код, во второй графе — наименование квалификации.       Для 1-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень образования с учетом принятых в Российской Федерации уровней образования, используются следующие значения:       5 — среднее профессиональное образование;       6 — высшее профессиональное образование.       Для 2-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень квалификации, используются следующие значения:       — для среднего профессионального образования:       1 — базовый уровень подготовки;       2 — повышенный уровень подготовки;       — для высшего профессионального образования:       2 — бакалавр;       5 — дипломированный специалист;       8 — магистр.       Если к одному и тому же коду квалификации относятся наименования нескольких квалификаций, то код записывается только перед первым наименованием, но относится ин и ко всем последующим наименованиям.       Наименование квалификации определяется утвержденными Минобразованием России перечнями направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования.       При необходимости кодирования квалификации, получаемой по конкретному направлению подготовки или специальности, должен использоваться 8-разрядный код, образуемый присоединением к 6- разрядному коду направления подготовки или специальности 2- разрядного кода квалификации.       Ниже приведен пример фрагмента классификатора и комментарии к нему.

Код Наименование Квалификация
Код Наименование
120000 ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
120100 Геодезия 62

68

Бакалавр техники и технологии Магистр техники

и технологии

120101 Прикладная геодезия 65 51

52

Инженер Техник

Старший техник

      Это означает:
120000 ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО — укрупненная группа специальностей и направлений подготовки
120100 Геодезия — направление подготовки

      Квалификации по направлению подготовки Геодезия 62 Бакалавр техники и технологии 68 Магистр техники и технологии, где цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования: 6 — высшее профессиональное образование; цифра во 2-м разряде указывает уровень квалификации: 2-бакалавр 8-магистр;       Например, 8- разрядному коду 12010062 соответствует запись: «Бакалавр техники и технологии по направлению подготовки Геодезия». 120101 Прикладная геодезия — специальность.       Квалификации по специальности Прикладная геодезия: 65 Инженер 51 Техник 52 Старший техник, где цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования: 6 — высшее профессиональное образование, 5 — среднее профессиональное образование; цифра во 2-м разряде кода квалификации указывает уровень квалификации: 5 — дипломированный специалист, 1 — базовый уровень подготовки, 2 — повышенный уровень подготовки.

      Например, 8-разрядному коду 12010165 соответствует запись: «Инженер по специальности Прикладная геодезия».

      Ведение ОКСО осуществляет НИИВО Минобразования России во взаимодействии с ФГУП «ВНИИКИ» Госстандарта России.

      Издание официальное

Источник: http://www.edu.ru/documents/view/8779/

Ссылка на основную публикацию