Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка в 2018 году — снизить судебная практика, можно ли

Как можно уменьшить кадастровую стоимость земельного участка в 2018 году

Сегодня для уплаты налога необходимо производить вычисление кадастровой стоимости земли. Из-за этого для некоторых участков сумма налога стала очень большой. Решить такую проблему можно, уменьшив кадастровую стоимость недвижимости. Для этого существует довольно много различных способов.

Если гражданин думает, как уменьшить кадастровую стоимость земельного участка самостоятельно, то ему следует очень внимательно изучить данный вопрос. Это позволит в ходе процедуры потратить гораздо меньше времени и средств.

Законодательный аспект

Введение в действие нового законодательства привело к тому, что стоимость налога существенно возросла. Чтобы избежать переплат, необходимо тщательно изучить нормы законодательства.

Наиболее важные моменты прописаны в законе №135-ФЗ, а именно в таких его статьях:

Статья 3 Объясняет, что именно законодательство подразумевает под термином «оценка недвижимости».
Статья 4 Приведены основные характеристики субъекта оценки.
Статья 5 Рассказывает о том, какая собственность может выступать в роли субъекта оценки.
Статья 6 Указывается на право граждан РФ проводить оценку недвижимости.
Статья 7 Говорит о том, что такое рыночная стоимость объекта оценки.
Статья 8 Разъясняет, когда проведение оценки является обязательным.
Статья 9 Приводятся основания для проведения оценки.
Статьи 10-11 Приводят список требований к договору и отчету по оценке имущества.
Статьи 12-13 Прописаны условия достоверности отчета и возможности его оспаривания.
Статья 14 Приводит права оценщика.
Статья 15 Прописаны обязанности оценщика.
Статьи 24.11-24.14 Определяют понятие кадастровой стоимости, а также приводят список объектов недвижимости, которые обязательно нужно оценивать.

Эти нормы законодательства очень важны, так как уменьшить кадастровую стоимость земельного участка можно только после их использования.

Образец свидетельства о праве собственности на землю

В новом законе №237-ФЗ приведены такие основные нормы:

Статья 1 Описываются объекты кадастровой оценки.
Статья 4 Прописывает алгоритм проведения оценки кадастровой стоимости
Статья 5 Регулирует вопросы проведения кадастровой оценки.
Статья 6 Приведен порядок действий при осуществлении процедуры кадастровой оценки.
Статья 7 Приводит перечень полномочий, которые при оценке получают государственные структуры.

Провести изменение кадастровой оценки через суд или ФНС очень сложно. Особенно для людей, которые не имеют глубоких юридических знаний. Поэтому, прежде всего, стоит проконсультироваться в опытного юриста.

Что это такое и как происходит оценка земли

Физлица, ИП и организации каждый год должны платить земельный налог в размере 0,3 от кадастровой стоимости земли. До введения в действие нового законодательства размер этого налога был довольно незначительным, что не вызывало трудностей с его уплатой. Сегодня же эта сумма гораздо увеличилась, так как кадастровую стоимость земли приравняли к рыночной.

Кадастровая стоимость недвижимости проводится каждые 5 лет, но не чаще одного раза в 3 года, если нужно сделать переоценку выбранных наделов. После проведения оценки кадастровая цена устанавливается на следующий период или до проведения новой переоценки.

Полученные в результате оценки данные становятся основанием для определения кадастровой стоимости недвижимости. После проведения реформы, кадастровая стоимость выросла свыше 20-30 процентов от рыночной.

Но законодательство дает возможность каждому гражданину уменьшить ее размер.

Возможно ли понижение

Понизить стоимость земельного налога можно только при помощи государственных структур. Для этого следует подготовить определенное количество официальных документов, позволяющих изменить кадастровую стоимость.

Окончательное решение (согласие или отказ на перерасчет кадастровой цены участка) должны дать специальные органы. Особенно это касается случаев, где фигурируют юридические лица.

Как уменьшить кадастровую стоимость земельного участка

Так как уменьшить кадастровую стоимость можно только после проведения расчета рыночной и оспаривание первой в судовом порядке, необходимо обращаться к высококвалифицированным специалистам. Это довольно сложный процесс, который требует большого количества знаний и, главное, понимания, когда это сделать реально и что для этого нужно.

Уменьшать кадастровую стоимость необходимо только в отдельных случаях:

  • если показатель слишком завышен;
  • если произошло изменение категории земельного надела;
  • после изменения целевого назначения территории.

Право изменять кадастровую цену имеет только владелец земли. Собственник территорий может направить в суд иск, если завышенный размер налога нарушает его права, как налогоплательщика. Арендатор также имеет право оспорить решение оценочной комиссии, если кадастровая стоимость влияет на арендную плату.

Для обычных граждан выходом из ситуации может стать суд общей юрисдикции. Следует обращаться в то учреждение, которое находится по месту размещения участка земли.

Образец кадастрового паспорта на земельный участок:

Кто имеет право

Провести снижение стоимости земли по кадастровой оценки имеют право только определенные категории лиц.

Это:

  • собственники земли;
  • арендаторы наделов;
  • другие физические или юридические лица, у которых есть исключительное право приватизировать недвижимость.

Выступать инициаторами проведения переоценки могут местные органы самоуправления или федеральные власти.

Заявление и другие документы

Заполнять заявление на проведение переоценки надела следует по образцу, который в каждом регионе может иметь свои особенности. Образец этого документа можно попросить у сотрудников органов землеустройства. Заполненное заявление следует направлять в комиссию при Управлении Росреестра.

В тексте документа должны быть такие данные:

  • фамилия, имя, отчество заявителя;
  • адрес владельца земли;
  • контактный телефон;
  • адрес электронной почты.

Также в тексте следует указать причину обращения, а именно сокращение кадастровой стоимости, что становится основанием для внесения изменений в этот показатель.

Кроме заявления следует иметь с собой такие документы:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность гражданина;
  • кадастровый паспорт;
  • документ о праве владения на участок земли.

После получения этого документа нужно будет обращаться к независимым экспертам, которые проведут переоценку недвижимости.

Алгоритм и порядок действий

Первым делом необходимо проверить, изменилась ли стоимость оценки после ее проведения комиссией ГКН. Сделать это можно на официальном сайте кадастровой службы, который можно найти по ссылке www.rosreestr.ru.

Если после проведения экспертизы было обнаружено, что стоимость выше на 30 процентов от той, которую установила ГКН, то местная земельная служба примет от гражданина заявление и рассмотрит его. Чтобы подтвердить свою правоту, нужно будет иметь только заключение от эксперта.

Для уменьшения кадастровой стоимости можно использовать административный способ. Для этого следует обращаться в Росреестр, где будет создана специальная комиссия. В ее обязанности входит рассмотрение заявления с другими документами.

Куда обращаться

Для получения услуги по уменьшению кадастровой стоимости земли следует обращаться в кадастровый орган. Сотрудники этого учреждения принимают граждан в порядке очереди или по записи. Там владельцу земли нужно будет написать заявление, рассмотрением которого будет заниматься администрация этого учреждения. Здесь же будет выдан положительный или отрицательный вердикт.

В результате рассмотрения документов будет выдано постановление. Если гражданину отказано в перерасчете кадастровой стоимости, то отказ он получит в письменном виде. В таком документе должны быть четко указаны все причины отрицательного решения.

Иск с суд при отказе

Если в изменении кадастровой цены было отказано, то во всех случаях позволяется подавать иск в суд. На это отводится 10 дней после оформления отказа. Истцом должен выступать заявитель, а ответчиком будет отделение кадастровой службы, в котором произошло завышение стоимости земли.

Для принятия заявления в суде следует оплатить госпошлину, которая сейчас составляет 300 рублей. Документы можно отправить в суд почтой. Для этого следует сделать копии всех бумаг и заверить их у нотариуса.

Примеры из судебной практики

Законодательство позволяет в судебном порядке оспаривать решение об образовании цены на недвижимость кадастром таким лицам:

  • юридическим лицам, если земля находится в их частной собственности или они являются арендаторами надела;
  • индивидуальным предпринимателям, которые владеют землей на правах собственности или аренды;
  • гражданам, которые являются владельцами земли.

Если гражданина интересует вопрос, можно ли изменить кадастровую стоимость земли для уменьшения налога, то ответ будет утвердительным. Но процедура изменения цены надела очень трудная и долгая. Владельцу земли следует доказать, что рыночная стоимость его участка и цена, указанная кадастровой оценочной комиссией несопоставимы.

Источник: https://1kvartirka.ru/kak-umenshit-kadastrovuju-stoimost-zemelnogo-uchastka/

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка — снизить судебная практика, можно ли

Оценка стоимости по кадастру используется во многих операциях, связанных с землей. Но когда показатель чрезмерно завышен, это увеличивает расходы собственника.

Можно ли в 2017 году опротестовать кадастровую оценку участка? Любое недвижимое имущество в России должно состоять на кадастровом учете, в том числе и земельные участки.

Во избежание путаницы и для точной идентификации каждому объекту присваивается кадастровый номер. Но владение недвижимостью обязует собственников к уплате налогов.

А для этого нужно знать, сколько стоит имущество. Требуется знание цены и при иных операциях с землей.

На этом основании определяется стоимость объекта по кадастровой оценке. Как в 2017 году оспорить и изменить кадастровую стоимость земли?

В России все сведения о земельных участках хранятся в кадастре, который ведут уполномоченные государственные органы.

Каждый земельный участок или его обособленная доля имеет собственный номер, являющийся уникальным числовым кодом. Это позволяет осуществить идентификацию абсолютно любого учтенного объекта.

Но в соответствии с Конституцией РФ земля это еще и имущество, облагаемое налогами. Кроме того, немалые земельные территории принадлежат государству или субъектам РФ.

Земли сдаются в аренду физическим и юридическим лицам, желающим ими воспользоваться.

С целью правильного исчисления налогов и предотвращения путаницы при определении арендных платежей был учрежден такой показатель, как кадастровая стоимость.

Информация о кадастровой стоимости содержится в ЕГРН. Узнать эту стоимость можно посредством получения выписки из ЕГРН.

Запросить такие сведения вправе любое лицо – лично или через Интернет-ресурсы. Когда результат определения стоимости по кадастру затрагивает интересы заявителя, и он считает оценку завышенной, то можно запросить разъяснение.

Обращение с просьбой разъяснить порядок оценки направляется в государственное учреждение, проводившее определение стоимости.

В тридцатидневный срок предоставляется ответ о том, что стало основанием для установления конкретной цены. Если заявитель по-прежнему уверен в завышении цены, то он вправе оспорить кадастровую стоимость.

Кадастровой стоимостью земельного участка именуется публичный эквивалент его цены. Это среднее значение суммы, которую теоретически заплатили бы за участок на рынке.

Рассчитывается кадастровая стоимость как произведение площади и удельного показателя стоимости.

Удельный показатель устанавливается исходя из совокупности определенных параметров. Основное значение имеют местоположение участка и вид его разрешенного использования.

В каждом субъекте РФ проведение кадастровой оценки земель основано на решении местных властей. Период переоценки устанавливается любой, но не более пяти лет.

Когда местный орган управления принимает решение о необходимости оценки, он в качестве заказчика и при участии территориального отделения Росреестра устраивает публичные торги.

В них принимают участие организации, имеющие лицензию на занятие оценочной деятельностью.

Читайте также:  Родительская компенсация платы за детский сад в санкт-петербурге в 2018 году

Стоимость определяется на основании таких факторов, как:

  • категория земли;
  • средняя рыночная цена на аналогичные участки;
  • месторасположение;
  • наличие элементов благоустройства.

Утвержденные значения заносятся в базу кадастрового учета территориального отделения Росреестра.

Порядок оценки предполагает расчет удельного показателя кадастровой стоимости за один квадратный метр.

Причем показатель это разнится в зависимости от вида разрешенного использования и категории земли.

После установления удельных показателей для разных типов земель рассчитывается стоимость каждого отдельного участка на основании его площади.

Когда для участка характерно наличие нескольких видов разрешенного использования, то при расчете используется наибольший удельный показатель стоимости из всех дозволенных видов использования.

Определение стоимости необходимо для целей налогообложения. Используется кадастровая оценка и в иных случаях.

В частности на основании цены рассчитывается арендная плата при сдаче в аренду государственных земель.

Устанавливается кадастровая стоимость земель независимыми оценщиками на основании ФЗ от 29.07.1998 Об оценочной деятельности в РФ, исходя из решения региональных или местных властей, не реже одного раза в пять лет, но и не чаще одного раза в три года.

Новый норматив утверждал монополию на проведение оценки специально созданными субъектами РФ государственными бюджетными учреждениями (ГБУ).

Кроме того предусмотрено, что в период с 2017 до 2020 годы кадастровая оценка может проводиться согласно новому закону или старому.

Источник: https://2018-2019.ru/nazvanie-kategorii/kak-osporit-kadastrovuju-stoimost-zemelnogo

Как снизить кадастровую стоимость в 2018 году

Зачем снижать кадастровую стоимость?

К сожалению, расчеты кадастровой стоимости объекта производятся с сильными отклонениями от реальной рыночной стоимости. Допустим, в вашем районе (или квартале) есть два объекта недвижимости – один 1970-х годов постройки, а другой – 2000-х.

Кроме того, один из них может относиться к бизнес-классу и иметь больший метраж, а другой – к эконом-категории меньшего размера.

В итоге возникает ситуация, когда произведенный по новому объекту расчет может применяться (с учетом метража) также и к более старому, что приводит к некорректному формированию итоговой кадастровой стоимости.

При обращении собственника объекта кадастровой оценки для ее пересмотра в профильные инстанции как правило следует отказ. В такой ситуации остается только оспаривать оценку в судебном порядке.

Однако, без помощи квалифицированного эксперта-оценщика, сделать это крайне затруднительно, поскольку суд редко в таких ситуация встает на сторону ответчика.

Привлеченный независимый эксперт, проведя переоценку и защитив ее в суде, поможет снизить стоимость земельного участка или строения до 30%, что в конечном счете позволит снизить налоговое бремя владельца. Рассмотрим некоторые примеры успешного снижения налогообложения из нашей практики.

Следите за руками

В небольшом городе Московской области, примерная удаленность – 40 км (Зеленоград) – был оспорен налог на объект капитального строительства (ОКС) – строение под торговые помещения.

Площадь строения около 4000 м2, налог на него составлял до оспаривания в суде и пересчета 500 000 руб./год.

После привлечения эксперта-оценщика и проведения пересмотра в судебном порядке налог удалось снизить на 30%, до 350 000 руб./год.

Основным аргументом в ходе прений было то, что при расчете кадастровой стоимости государство рассчитывало налог на объект, который находился на удалении от центра по той же ставке, что и объекты в центре Зеленограда.

Еще один реальный пример успешного снижения налоговой ставки из практики в этом году – дачный поселок на территории Московской области. Земля, отведенная под строительство инфраструктуры (строительство котельной, парковочного пространства и дорожных участков), площадью 85 ГА, согласно кадастровой стоимости ее налоговая ставка в год составила 1 000 000 руб.

Однако, в ходе судебного оспаривания удалось выявить, что данный участок оценивали изначально не как площадь для строительства инфраструктуры, а как землю под строительство жилого фонда. Таким образом, при пересчете кадастровой стоимости налоговая ставка снизилась на 50%, до 500 000 руб./год.

Помимо этого есть и примеры снижения налога на городскую жилую недвижимость. Дом на 60 (средний метраж однокомнатной квартиры составлял 50 м2) квартир в ЦАО, Тверском районе, построенный в конце 60-х гг.

был оценен как аналогичный по этажности объект, расположенный в том же квартале, но построенный на десять лет позже. Первоначально рассчитанная налоговая ставка составляла порядка 5000 тыс./руб.

При переоценке независимого консультанта в суде удалось провести переоценку актива с учетом его амортизации, снизив налоговую ставку на 20%, до 4000 тыс./руб.

Порядок оспаривания кадастровой стоимости

  1. Оценка консультантом перспективы снижения стоимости
  2. Составление заявки и ее отправка консультантам ГНК
  3. Подготовка предварительного отчета
  4. В течение нескольких дней идет согласование отчета с экспертами СРО.

  5. Оспаривание кадастровой стоимости в Росреестре
  6. На основе предоставленного отчета комиссия при Росреестре снижает стоимость. Если следует отказ, то следующий шаг – обращение в суд.

  7. Оспаривание стоимости в судебном порядке
  8. Наш эксперт-консультант, на основе предварительного отчета, представляет Ваши интересы в суде. Как показывает практика, в 90% случаев судебный процесс удается выиграть, в результате чего производится перерасчет стоимости в пользу собственника объекта.

  9. Перерасчет налоговой ставки и прочих платежей
  10. Заключительный этап – перерасчет налоговых и прочих платежей на основании переоценки стоимости объекта.

В одну большую кучу

Каким образом осуществляется оценка объекта в соответствии с законодательством РФ? Согласно пункту 3 Федерального стандарта оценки №4 (далее – ФСО №4), «под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности». Как следует из вышеприведенных примеров не всегда оценщик считает необходимым использовать все предусмотренные пункты. Кроме того, в пункте 6 прописано, что «для целей настоящего Федерального стандарта оценки под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке».

В пункте 9 уже говорится о том, что «Выбор подходов, методов и моделей для определения кадастровой стоимости осуществляется оценщиком и должен быть обоснован…».

Как видно из нашего опыта, такое происходит далеко не всегда, поэтому и приходится прибегать к оспариванию в судебном порядке.

Тут, вероятно, оценщик руководствуется пунктом 12, который предполагает, что «В случае недостаточности рыночной информации для построения модели оценки проводится оценка рыночной стоимости, определяемой индивидуально для конкретного объекта недвижимости».

Еще одним важным фактором может быть использование некорректных данных, которые используются оценщиком для определения стоимости, согласно пункту 14 ФСО №4, «включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки, а также государственный кадастр недвижимости, фонд данных землеустроительной документации, фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Допускается использование информации из иных источников, содержащих сведения доказательного значения». Вольное толкование данного положения также может развязать руки оценщику для определения некорректной стоимости объекта.

Пространство для маневра

В 17-м пункте прописано, что «для каждой группы объектов оценки оценщиком должна быть выбрана модель оценки, позволяющая на основе информации о ценообразующих факторах рассчитать кадастровую стоимость любого объекта оценки, входящего в данную группу».

Тут можно предположить, что оценщик в праве выбрать модель, если таковая есть, рассчитывающую не оптимальную для владельца объекта стоимость.

20 пункт ФСО №4 предполагает, что «при наличии достаточной и достоверной информации о ценах сделок и предложений по купле-продаже объектов оценки расчет кадастровой стоимости объекта оценки осуществляется преимущественно на основании сравнительного подхода». Но на практике специалисты не всегда используют такой подход

Также пункт 22 прямо предписывает следующее. «если оценщиком использовано более одного подхода к оценке, результаты применения подходов должны быть согласованы с целью определения итоговой величины стоимости объекта оценки».

Зачастую несогласование и приходится оспаривать владельцам имущества и привлеченным консультантам в суде, где «в случае существенного расхождения результатов расчета кадастровой стоимости объекта оценки, полученных с применением различных подходов, оценщик должен провести анализ причин полученного расхождения»

Как показывает опыт наших консультантов, государственные оценщики в большинстве случаев избегают досудебного оспаривания и пересмотра методов оценки.

Источник: https://notiss.ru/kak-snizit-kadastrovuyu-stoimost-v-2018-godu/

Как оспорить кадастровую оценку недвижимости в 2018 году

Неоправданно завышенная кадастровая стоимость становится серьезной проблемой для собственников недвижимости. Высокие налоги на недвижимость заставляют задуматься над возможностью минимизации их выплат. В особенности это касается предпринимателей и юридических лиц, в собственности которых находятся здания, сооружения и крупные земельные участки.

Изначально предполагалось, что кадастровая стоимость должна быть максимально приближена к рыночной цене. Однако на практике она часто оказывается выше, что повышает налогооблагаемую базу.

Обычно это связано с неучтенными особенностями объекта, ошибками при технических расчетах. Для того чтобы оспорить кадастровую стоимость, необходимо сравнить кадастровую и рыночную стоимость объекта.

Для этого нужно заказать оценку, и доказать эту необходимость в комиссии или суде.

Если завышение кадастровой стоимости подтверждается, то оценку возможно оспорить двумя способами: подать заявление в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или обратиться в суд.

Для юридического лица обязательно обращение в комиссию. В случае неудовлетворения решением комиссии, его можно обжаловать в суде.

Порой расходы на пересмотр кадастровой стоимости могут не оправдаться, поэтому важно заранее все просчитать.

По данным Росреестра, в 2017 году было рассмотрено 43,7 тыс. заявлений в отношении 83,3 тыс. объектов. По сравнению с 2016 годом количество рассмотренных комиссиями заявлений выросло на 39%. В период с января по ноябрь 2017 года решение в пользу заявителя принято комиссиями в отношении 55,4% заявлений.

Механизм оспаривания кадастровой стоимости

Для пересмотра кадастровой стоимости необходимо собрать следующий перечень документов:

  • выписку из ЕГРН, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (если заявление подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованные при определении его кадастровой стоимости (если заявление подается на основании недостоверности указанных сведений);
  • отчет об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа (если заявление подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости);
  • документы, подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки (если заявление подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости — п. 11 постановления пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Читайте также:  Как расшифровывается уфмс - что это такое, организация, 508, россии, в паспорте

Кроме представленных выше документов, при подаче административного искового заявления в суд предоставляются:

  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (2 тыс. руб. для юридических лиц и 300 руб. для физических лиц за каждый объект недвижимости);
  • доверенность и копию диплома о юридическом образовании, удостоверяющие полномочия представителя административного истца;
  • документы и материалы (решение комиссии или документ об отказе комиссии в рассмотрении заявления), подтверждающие соблюдение установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора (если в суд обращается юридическое лицо).
  • заявления о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов комиссиями по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости к рассмотрению не принимается, а судом оставляются без движения.

Как происходит оспаривание кадастровой стоимости

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты принятия заявления. Заявитель, не согласный с решением комиссии, может обратиться в суд. Важно, что заявитель также может оспаривать в суде не само решение комиссии, а результат определения кадастровой стоимости. В таком случае решение комиссии не будет предметом судебного спора.

Как правило, судом по таким делам назначается судебная оценочная экспертиза и успех оспаривания во многом будет зависеть от объективности, полноты и всесторонности экспертного заключения, профессиональную оценку которому может дать только лицо, обладающее знаниями в области оценочной деятельности.

Компенсация судебных расходов

В настоящее время компенсации для заявителей законом не предусмотрено. Однако, предлагается внести изменения в статью 248-1 КОАП РФ в случаях удовлетворения требований о судебных расходах с административного ответчика.

Подобная инициатива является реакцией на известное постановление КС РФ от 11.07.2017г.

№ 20-П, в котором говорится, что недопустимо возлагать на налогоплательщиков бремя несения вынужденных судебных расходов при оспаривании кадастровой стоимости.

Если при проведении государственной кадастровой оценки не было допущено ошибки, делается вывод о невозможности возложения на государство судебных расходов по таким делам.

По мнению КС РФ, распределение обязанности по несению судебных расходов по делам об оспаривании кадастровой стоимости должно решаться в зависимости от установленной судом рыночной стоимости. Данную тенденцию можно назвать положительной, поскольку с налогоплательщика снимается бремя некомпенсируемых судебных расходов. Подробнее на РБК:

https://realty.rbc.ru/news/5a93f88e9a7947583cd8c635

Источник: https://zakon.ru/discussion/2018/02/27/kak_osporit_kadastrovuyu_ocenku_nedvizhimosti_v_2018_godu

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка в 2018 году? Пошаговая инструкция — Центр Совета

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка, чтобы не переплачивать налог на недвижимость? Читайте об этом в нашей новой статье!

Что такое кадастровая стоимость?

В первую очередь необходимо разобраться в терминологии. Итак, что такое кадастровая стоимость объекта недвижимости с точки зрения действующего российского законодательства? В тексте Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» сказано, что:

Основная цель проведения такой оценки — корректное установление ставок земельного налога и величины арендной платы за конкретный участок. То есть, можно сделать вывод, что в правильно рассчитанной кадастровой стоимости заинтересован прежде всего владелец з/у.

К основным особенностям государственной кадастровой оценки в Российской Федерации можно отнести следующее:

  • Кадастровая оценка земельного участка должна проводиться как минимум один раз в 5 лет;
  • Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости проводится в строгом соответствии с существующими методическими указаниями;
  • По итогу проведения государственной кадастровой оценки земельного участка экспертами составляется акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости;
  • В течение 20 рабочих дней со дня составления такого акта сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости должны быть внесены в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости);
  • Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки з/у, рассматриваются в судебном порядке;
  • Срок, в течение которого можно оспорить результаты кадастровой оценки — 5 лет с момента внесения сведений в ЕГРН.

В чем разница между кадастровой и рыночной стоимостью?

Чем кадастровая стоимость земельного участка отличается от рыночной? Давайте разберемся.

Начать стоит с того, что определение кадастровой стоимости з/у происходит по решению исполнительного органа государственной власти с помощью стандартных процедур и статистического анализа.

В свою очередь, под рыночной стоимостью в России понимается конкурентоспособная цена, которую самостоятельно устанавливает собственник недвижимости.

Этот показатель носит неофициальный характер, но является более объективным.

Такая разница связана с тем, что кадастровая оценка проходит в более строгих рамках и не учитывает целый ряд немаловажных факторов — например, сезонность и текущее состояние рынка недвижимости.

Кто занимается кадастровой оценкой земельных участков в 2018 году?

На сегодняшний день государственную оценку объектов недвижимости проводит только одно ведомство — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенное и более известное наименование — Росреестр).

Получить сведения о кадастровой стоимости вашего земельного участка можно любым удобным для вас способом:

В МФЦ или офисе Росреестра по месту нахождения з/у

С помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»

С помощью сервиса «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки»

Типичные ошибки при оценке кадастровой стоимости земельных участков в 2018 году

От ошибок, к сожалению, не застрахован никто — и Росреестр не исключение. Какие ошибки могут быть допущены при определении кадастровой стоимости вашего земельного участка?

  • Арифметические ошибки (например, пропуск цифры или случайная перестановка цифр);
  • Технические ошибки (к примеру, описки или опечатки);
  • Методологические ошибки (то есть, несоответствие методическим указаниям, повлиявшее на итоговую кадастровую стоимость объекта недвижимости).

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка в 2018 году? Пошаговая инструкция

Если вы не согласны с кадастровой стоимостью вашего земельного участка, у вас есть право оспорить проведенную государственную оценку. Как это правильно сделать? Рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:

Шаг 1: составьте заявление

В первую очередь вам необходимо обратиться в территориальное отделение Росреестра и написать заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

Заявление составляется в свободной форме, с обязательным указанием следующих сведений:

  • ФИО заявителя;
  • Контактные данные заявителя (почтовый или электронный адрес, номер телефона);
  • Вид объекта недвижимости (в данном случае — земельный участок);
  • Кадастровый номер объекта недвижимости;
  • Местоположение объекта недвижимости;
  • Кадастровая стоимость, определенная государственным органом;
  • Причины, по которым заявитель считает кадастровую стоимость неправильной;
  • Дата составления заявления.

Шаг 2: подготовьте необходимые документы

К заявлению должен быть приложен следующий пакет документов:

  • Выписка из ЕГРН;
  • Копия свидетельства о праве собственности на земельный участок;
  • Документы, подтверждающие недостоверность сведений о з/у, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • Другие документы, подтверждающие доводы заявителя.

Шаг 3: обратитесь в Росреестр

Подать заявление о пересмотре кадастровой стоимость в Росреестр можно:

  • На личном приеме;
  • С помощью электронной приемной;
  • По почте (заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении).

Срок рассмотрения такого заявления стандартный — 30 дней с момента его регистрации.

Шаг 4: дождитесь результатов рассмотрения заявления

В указанный выше срок территориальный отдел Росреестра должен созвать специальную комиссию, которая рассмотрит ваше заявление и вынесет одно из следующих решений:

  • О пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка;
  • Об отклонении заявления (в этом случае вы можете обратиться в суд для защиты своих прав).

Шаг 5: обратитесь в суд

Далее вам необходимо обратиться с соответствующим исковым заявлением в городской (районный) суд по месту нахождения Росреестра. Стоит отметить, что единого образца иска об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка в России не существует – каждое заявление составляется в индивидуальном порядке, учитывая обстоятельства конкретной ситуации.

Обратите внимание! Указанные выше рекомендации не являются исчерпывающими, поскольку каждый случай уникален и требует персонального подхода. Если вам нужна дополнительная консультация, вы можете получить бесплатную правовую помощь на нашем сайте.

Источник: http://www.centersoveta.ru/yurlikbez/kak-osporit-kadastrovuyu-stoimost-zemelnogo-uchastka-v-2018-godu-poshagovaya-instruktsiya/

Снижение кадастровой стоимости судебная практика

Судебная практика по снижению кадастровой стоимости объектов недвижимости и земельных участков.

КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело N 3а-140/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Курган 12 декабря 2017 г.

Курганский областной суд в составе:

председательствующего Лукиных Л.П.,

при секретаре Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Правительству Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости,

установил:

К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее — Управление Росреестра по Курганской области), Правительству Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.

В обоснование административного иска указала, что является арендатором земельного участка с кадастровым N, из земель населенных пунктов с разрешенным использованием — для строительства здания автосервиса, площадью кв. м, расположенного по Постановлением Правительства Курганской области N 454 от 26 сентября 2011 г.

кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере 6481 325 руб. 74 коп. На основании отчета N 140/2017 от 20 ноября 2017 г. рыночная стоимость указанного земельного участка на эту же дату составляет 1115 190 руб.

Полагала, что в связи с несоответствием определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости, кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости нарушаются права административного истца, как плательщика арендной платы, которая в соответствии с договором аренды исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка. Учитывая изложенное, административный истец просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым N в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме 1115 190 руб.

Административный истец К. в судебном заседании не участвовала. Ее представитель С. заявленные требования поддержала.

Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Курганской области и Правительства Курганской области, а также заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области (далее — ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области) и Администрации г. Кургана в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых извещений.

В своих письменных отзывах Правительство Курганской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области и Администрация г. Кургана ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

Представитель Администрации г. Кургана в своем письменном отзыве указал, что Администрация г. Кургана является арендодателем по договору аренды, в котором кадастровая стоимость арендуемого К. земельного участка является основным показателем в расчетной формуле по определению размера арендной платы.

Уменьшение кадастровой стоимости арендуемого земельного участка может существенно повлиять на поступление денежных средств в бюджет города, чем будут нарушены права арендодателя. Выразил сомнения относительно представленного отчета об оценке, полагая, что он выполнен с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности.

Читайте также:  Определение дтп (дорожно-транспортные происшествия) - что это такое, в пдд, причины, акт служебного расследования

В связи с изложенным, считал, что требования К. удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.

Изучив доводы административного искового заявления, отзывы на иск, заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Как усматривается из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка N 3300-з от 10 мая 2011 г. К. на праве аренды владеет земельным участком с кадастровым N, площадью кв.

м, расположенным по<\p>

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16 ноября 2017 г. кадастровая стоимость арендуемого К.

земельного участка по состоянию на 29 января 2010 г. составляет 6481 325 руб. 74 коп.

Согласно отчету N 140/2017 от 20 ноября 2017 г. по состоянию на 29 января 2010 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым N составила 1115 190 руб.

Таким образом, представленные доказательства свидетельствуют о значительном расхождении кадастровой стоимости данного земельного участка по данным государственного кадастра недвижимости и его рыночной стоимости и, следовательно, обоснованности доводов административного истца о том, что результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права.

Частью 1 ст. 245 КАС РФ установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу ч.ч. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Курганской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденный постановлением Правительства Курганской области N 450 от 30 декабря 2016 г., определяет годовой размер арендной платы в процентном отношении к кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от категории плательщика аренды и земельного участка.

Таким образом, доводы представителя административного истца о том, что установленный размер кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка нарушает его права, как арендатора, заслуживают внимание.

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», что установлено в ст. 70 ЗК РФ.

На основании ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» N 218-ФЗ от 13 июля 2015 г.

(далее — Федеральный закон N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

В государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка (п. п. 1, 4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст.

3 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Согласно ч. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 8 апреля 2000 г.

На основании данных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. п. 2, 4, 10 Правил).

По смыслу приведенных положений действующего законодательства кадастровая стоимость по своей природе является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точного соответствия реальной рыночной стоимости с учетом уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст.

66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В силу ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г.

(далее — Федеральный закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения содержатся в ст. 248 КАС РФ.

Кадастровая стоимость спорного земельного участка утверждена по состоянию на 29 января 2010 г.

С учетом изложенного, именно на эту дату — 29 января 2010 г. в силу вышеприведенных положений закона должна быть определена рыночная стоимость указанного земельного участка.

На основании ст.

12 Федерального закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Достоверность выводов представленного в материалы дела отчета об определении рыночной стоимости земельного участка N 140/2017 от 20 ноября 2017 г. участвующими в деле лицами не опровергнута, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ими не заявлено.

Возражения представителя Администрации г. Кургана против административных исковых требований также не содержат доводов, опровергающих выводы оценщика о размере рыночной стоимости земельного участка. Данные возражения не мотивированы и не содержат указаний, какие нормы законодательства об оценочной деятельности оценщиком нарушены.

Данный отчет содержит подробное описание проведенного исследования, обоснование использованных методик и полученных выводов.

Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Отчет составлен оценщиком в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости, на отчетную дату внесения сведений об участке в государственный кадастр недвижимости.

При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик применил сравнительный подход, обосновал отказ от использования доходного подхода и применения затратного подхода.

Проанализировав все методы сравнительного подхода для определения стоимости земельного участка, оценщик пришел к выводу, что метод сравнения продаж позволяет достоверно оценить земельный участок, так как имеется достаточная информация об аналогичных объектах.

Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на результатах расчетов методом сравнения продаж с использованием объектов-аналогов, исходя из анализа предложений о продаже сопоставимых земельных участков с применением корректировки цен аналогов, их площади и расположения.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы отчета об оценке недостоверными и не принимать его в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных К. административных исковых требований об установлении по состоянию на 29 января 2010 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N, площадью кв. м, расположенного по , равной его рыночной стоимости, в размере 1115 190 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 — 180, 245 — 249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление К. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, поступившее в Курганский областной суд 22 ноября 2017 г., удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым N, площадью кв. м, категория земель: земли населенных пунктов — для размещения здания автосервиса, расположенного по , равной его рыночной стоимости, в размере 1115 190 руб. по состоянию на 29 января 2010 г.

Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Судебная практика снижения кадастровой стоимости земельного участка:

Источник: http://sudpractic.ru/snizhenie-kadastrovoj-stoimosti-sudebnaya-praktika.html

Ссылка на основную публикацию