Профессиональный стандарт педагога с 1 января 2017 года — новый, введен ли

Профстандарты для педагогов в 2019 году

20 декабря 2016 года на базе Московского государственного психолого-педагогического университета состоялась Всероссийская конференция, на которой обсуждалось введение профессионального стандарта для педагогов.

Дискуссия получилась достаточно горячей, ведь выступающие предложили кардинально изменить формат оценки профессиональной деятельности учителей и напугали педагогов перспективой сдачи квалификационных экзаменов уже в 2019 году.

Что изменилось на сегодняшний день, и какими действительно буду профстандарты для сотрудников дошкольного образования, учителей-предметников и преподавателей высшей школы, начиная с 2019 года? Давайте разбираться.

Речь о необходимости стандартизации параметров оценки профессиональной деятельности в различных сферах труда, ведется еще с 2012 года. Тогда Владимир Путин в своем выступлении заявил, что именно введение единых профессиональных стандартов поможет стране укрепить экономику и поднять систему образования на качественно новый уровень.

Результатом первого этапа стала разработка стратегии введения профстандартов.

В Федеральном законе о труде появились такие понятия, как «профессиональный стандарт» и «квалификация работника», а на рассмотрение специальной комиссии предложено более 300 проектов, в числе которых был и проект профессиональных стандартов для педагогов, который должен был вступить в силу уже в 2018 году.

На этапе рассмотрения и открытых дискуссий очевидной стала неготовность отечественной системы образования к столь кардинальным переменам. Специалисты решили, что и учителям, и организациям, на плечи которых ляжет обязанность проверять компетенцию учителей, необходим определенный переходный период, который позволит легко и максимально безболезненно адаптироваться к новым требованиям.

Особенности профессиональных стандартов для педагогов

По сути, в тексте нового документа подробно прописаны характеристики современного учителя, способного эффективно преподавать свой предмет, прививать ученикам практические навыки, выстраивая межпредметные связи, учитывая специфику современного общества и находя индивидуальных подход к каждому с учетом его интеллектуальных и физических возможностей. Для молодых, активных и открытых к инновациям специалистов изменения понятны и очевидны, а вот педагогам, привыкшим работать по стандартам «старой» школы идеи пришлись не по душе.

Итак, новые профстандарты для педагогов, введение которых плавно отодвинули на 2019 год, потребуют от учителей не только наличия диплома о высшем образовании, но и ряда компетенций:

Компетентность Пояснения
1 Глубоких знаний по предмету. Даже если вы читаете математику исключительно в 5 и 6 классах, необходимо в идеале владеть всей школьной программой, включая темы старшей школы.
2 Базовых знаний в смежных областях и других предметах. Необходимое условие для проведения интегрированных уроков, ставку на которые делает новый стандарт обучения.
3 Компетентности в сфере IT-технологий. Использование на уроках мультимедийных презентаций, видео-роликов, виртуальных сред и различных компьютерных программ уже давно стало нормой и неотъемлемой частью образовательного процесса.
4 Понимания психических и физиологических процессов, протекающих в организме детей разных возрастных групп. Эти знания помогут учителю правильно построить формат общения с учениками, найти оптимальный подход к каждому ребенку и подобрать материал, который дети воспримут с интересом и смогут понять.Важным аспектом для современного учителя будет готовность к тому, что в классе может оказаться ученик с особыми потребностями.
5 Умения работать с родителями и улаживать конфликтные ситуации. Это сегодня базовые требования в любой сфере, где есть непосредственный контакт с людьми.

Педагоги, стремящиеся шагать в ногу со временем, уже давно взяли все эти моменты на вооружение, не ожидая, когда государство их пропишет в определенном документе. Тем же, кто упорно старался не замечать того, что мир вокруг меняется, придется приспосабливаться и учится работать по-новому, реализуя тройственную структуру:

  1. эффективное обучение;
  2. воспитание уверенной в себе и способной принимать решения личности;
  3. всестороннее развитие.

Как будет работать новый профстандарт?

Требования ясны и давно не новы, но как будут проверять, кто соответствует высокому званию «учитель», а кто нет? Этот вопрос сегодня волнует многих работников сферы образования, ведь, несмотря на то, что выпускники 11 класса во всех регионах сдают экзамены по единому стандарту, уровень преподавания в больших городах и удаленных районах может существенно отличаться.

С целью определения уровня отдельно взятого учителя, независимо от региона его трудовой деятельности, к 2019 году будут разработаны единые стандарты. А к привычным для педагогов этапам аттестации прибавится сдача экзамена. НКТ (Национальный Квалификационный Тест) будет включать в себя вопросы из трех направлений:

  1. предметная область (для каждого направления это будут свои вопросы);
  2. педагогика;
  3. психология.

Уже представлены проекты таких тестов для сотрудников дошкольных учреждений, учителей младшей школы и предметников, психологов и дефектологов, завучей и директоров, а также других участников образовательного процесса.

Уже с 1 января 2019 года, когда и начнет действовать новый профстандарт, учителя получат ряд дополнительных возможностей для личностного и карьерного роста, а именно:

  • активный учитель, дающий высокие результаты, больше не должен будет ждать 5 лет для очередной аттестации;
  • доказав высокий уровень, любой молодой специалист сможет получить соответствующую категорию (можно будет «перепрыгивать» сразу на 1 или со 2 на высшую);
  • перспектива карьерного роста найдет свое отражение в двух новых должностях: старший и ведущий учитель.

Минусы грядущей реформы

Если все так радужно, то почему многие учителя не в восторге от нововведения?

Новые профстандарты, которые Правительство планирует ввести для педагогов в грядущем 2019 году, могут поднять на поверхность такие непростые вопросы:

  • Что делать с учителями, которые не смогут подтвердить свою квалификацию?
  • Кто оплатит дополнительное обучение «провалившим» экзамены?
  • Кем заменить тех, кто не пройдет аттестацию или решит уйти из образования, испугавшись новых требований?

На сегодняшний день вопросов остается достаточно много.

Хотя создатели новых стандартов и уверяют, что никаких массовых увольнений не произойдет, а возможность повысить свой уровень будет предоставлена каждому желающему, неопределенность пугает.

Только время покажет, будет ли новый стандарт прорывом, способным поднять уровень преподавания и престижность профессии или большой головной болью для небольших школ, у которых и сегодня немало кадровых проблем.

Источник: https://2019-god.com/profstandarty-dlya-pedagogov-v-2019-godu/

Профстандарты для педагогов в 2017 году

Российские педагоги встретят 2017 год с новым профессиональным стандартом

С 1 января 2017 года на территории России вводится профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений.

Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций.

Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя.

На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории.

Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Сразу после утверждения стандарта началось его обсуждение и апробация, к которой подключились 43 субъекта федерации. В них на базе образовательных учреждений созданы стажировочные площадки. Глава Минобрнауки Д. Ливанов поспешил успокоить учителей, что профстандарт будет вводиться после окончательной готовности и не станет сюрпризом для педагогического сообщества.

По этой причине внедрение основополагающего документа было отложено на два года.

Чиновник подчеркнул, что к процедуре апробации желательно привлекать максимально возможное число практикующих педагогов и воспитателей, избегая при этом роста бюрократизации и «бумажной» работы.

Оплата труда работников образовательных учреждений должна основываться на качестве выполнения требований стандарта, подчеркнул Д. Ливанов.

Структура профстандарта для педагогов в 2017 году

За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта. Профстандарты с 2017 года будут применяться в качестве:

  1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
  2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
  3. Инструмента роста качества российского образования.
  4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
  5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Говоря об оценке результатов педагогического труда, министр подчеркнул, что она должна учитывать образовательные достижения обучающихся. Но неправильно опираться только на них.

Каждый педагог работает в реальных социально-экономических условиях с детьми, имеющими свои психологические и интеллектуальные особенности. Для любого ребенка важен его конкретный результат в рамках движения по индивидуальной образовательной траектории.

Грамотно и корректно дать оценку этим достижениям сможет лишь само педагогическое сообщество.

Новые задачи современного педагога

Профстандарты вводят для педагогов и воспитателей с 2017 года пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью.

Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач.

Читайте также:  Можно ли сдать товар без чека в 2018 году - в магазин, в течение 14 дней, вещь, закон, гарантии, просроченный

При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:

  1. Общепользовательская.
  2. Общепедагогическая.
  3. Предметно-педагогическая.

Разработчики профессионального стандарта избавились от долго существовавшего технократического подхода в анализе результатов учителя.

В нем прописан ряд положений, ориентированных на более гуманные критерии оценки, отражающие уровень профессиональной компетенции.

Например, готовность к работе с детьми, имеющими различный уровень развития или умение общаться с обучающимися на основе уважения их личности.

Проблемы внедрения профстандартов для педагогов

Опытные педагоги отмечают, что в отечественной школе не созданы благоприятные условия для выполнения требований профстандарта в 2016-2017 году. Серьезной проблемой выступает недостаточная материальная база и дефицит узких специалистов — тьюторов, психологов, дефектологов.

Школы нуждаются в создании доступной среды для всех обучающихся, которая немыслима без удобного подъезда к зданию, пандусов, специально оборудованных туалетов, приспособленных мест в столовой. Многие учителя вынуждены работать на 1,5 — 2 ставки и при таких условиях на индивидуальный подход к каждому ученику рассчитывать очень сложно.

Источник: http://2017god.com/profstandarty-dlya-pedagogov-v-2017-godu/

Профстандарт педагога в 2017 году: готовность № 1

 С 1 января вводится профстандарт педагога 2017, утверждённый Правительством РФ. Это ключевой документ, в котором содержится перечень личностных и профессиональных компетенций специалиста.

 Принятый документ станет основой проведения аттестации педагогов и присвоения квалификационных категорий. Его нормами будут руководствоваться, принимая на работу и формируя оплату труда. Конкретизируя знания и умения, которыми должен владеть педагогический работник, профстандарт в подробностях отображает его трудовые действия и разделяет их по модулям.

 Профстандарт педагога: структура

 Для создания всех профессиональных стандартов существует единая база – макет, включающий следующие пункты: 

  1. Общая характеристика профессии. Название, деятельность работников, классификация по ОКВЭД и ОКЗ.
  2. Функциональная карта. Функции деятельности.
  3. Характеристика трудовых функций. Подробное описание знаний, умений и видов действий, которые осуществляют специалисты.
  4. Информация об организациях-разработчиках.

 Структуру профстандарта педагога определяют две обобщенные составляющие: 

  • базовая («три кита» педагогической деятельности – обучение, воспитание, развитие);
  • дополнительная (разработка проектов и реализация образовательных программ с учетом особенностей работы педагога).

 Кроме того, профстандарт имеет два добавочных блока – «Математика» и «Русский язык». Отсюда следует, что, к примеру, квалификация учителя русского языка определяется пятью трудовыми функциями: 

  1. Обучение.
  2. Воспитание.
  3. Развитие.
  4. Реализация образовательных программ.
  5. Блок «Русский язык». 

Согласно Постановлению правительства № 584, переход на новые стандарты продолжится до 1 января 2020 года. Новый профстандарт не является жестко закрепленным, «монолитным» документом – он допускает возможность дополнения требований в зависимости от региональных особенностей и внутренних стандартов учреждений образования. 

Пока же образовательные организации должны разработать поэтапный план перехода на профстандарт. Чтобы избежать ошибок при подготовке необходимой документации, примите участие в цикле вебинаров «Организация и документальное сопровождение применения профстандартов в колледже».  

В помощь руководителю! Скачайте Методические материалы по учету требований профессионального стандарта при приеме на работу (определение соответствия занимаемой должности, заключение трудового договора) в условиях применения профессионального стандарта педагога

Профстандарт для педагогов в 2017 году: новые задачи 

Новый документ вводит пять дифференцированных уровней квалификации педагога. Они определяют требования к знаниям, умениям, навыкам и опыту, которые необходимы для выполнения трудовой функции.

Стандарт подразумевает и перечень профессиональных компетенций. Например, для полноценной работы учителю нужно иметь восемнадцать основных навыков и умений.

Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, поддержке социально уязвимых и талантливых учеников.

Можно сказать, что современному педагогу отводится роль социального терапевта, который способен вовремя распознать педагогические и даже психологические проблемы ребенка. В сотрудничестве с узкими специалистами педагог должен выявлять и решать широкий круг проблем, возникших у обучающегося.

«Подводные камни» введения профстандарта «Педагог»

Сегодня в России более миллиона учителей. Одни из них готовы следовать новым правилам, а другие – нет. Главная проблема – отсутствие условий: 

  1. Недостаточность материальной базы. Если школа намерена обучать особых детей, в здании должны быть предусмотрены лифты, пандусы, оборудованные туалеты и т.д.
  2. Дефицит узких специалистов. Чтобы педагог мог заниматься со всеми учениками, необходимы не только его знания, навыки и желание. В штат должны входить психологи, тьюторы, сурдопереводчики, дефектологи и медицинские работники.
  3. Нехватка методических материалов по работе с учащимися разных категорий.
  4. Слабая база подготовки и переподготовки учителей.
  5. Отсутствие процедуры аттестации, которая позволит объективно оценить усложнившуюся работу педагога и обеспечить его профессиональный рост.
  6. Перегруженность педагогов. Говоря о необходимости персонального подхода к каждому ученику, придется учесть, что практически все учителя сегодня работают на полторы-две ставки. Для выполнения требований стандарта нагрузка должна составлять не более двадцати часов в неделю.
  7. Недостаточная осведомленность представителей местных министерств и департаментов образования о том, что сегодня требуется от педагогов. Знания педагогики и психологии у руководителей минимальны.
  8. Возможность ухудшения отношений в педагогических коллективах. Появление системы должностей (ассистент и помощник учителя, учитель, старший и главный учитель, наставник и эксперт), по мнению многих специалистов, может негативно отразиться на системе образования и привести к оттоку кадров.

На фоне внедрения профстандарта «Педагог» все, кого он коснется, разделись на два лагеря – тех, кто уверен, что трудности преодолимы, и тех, кто называет документ очередной головной болью. Но так как от выполнения норм стандарта будет зависеть заработная плата педагога, и тем, и другим придется взяться за дело.

В помощь руководителю! Скачайте статью Т.А. Абрамовских «Управление рисками внедрения профессионального стандарта «Педагог» в деятельность образовательной организации»

А пока школьной администрации необходимо разработать план поэтапного перехода на применение профстандартов и при этом учесть все изменения, которые произошли в течение 2016 года.

В том числе и тот факт, что новый министр образования и науки Ольга Васильева озвучила ещё ряд нововведений в профессиональный стандарт учителя, а также перенос даты введения данного документа по просьбе педагогической общественности до 1 января 2018 года.

Как усовершенствовать работу своей организации, вы узнаете на онлайн-марафоне «Окно возможностей для руководителя 2.0».

Источник: https://academy-prof.ru/blog/profstandart-pedagoga-2017

Профессиональный стандарт педагога с 1 января 2017 года

Профессиональные стандарты в Российской Федерации– это такие характеристики, которым должен соответствовать каждый сотрудник для работы на своей должности.

Их понятие и, сами их характеристики, были разработаны впервые правительством по указу президента №597. А сами стандарты разработало Минтруда РФ социальной защиты. Они присутствуют на официальном сайте и в Трудовом кодексе РФ.

Регулируются федеральными законами об изменениях, зарегистрированных в Минюсте.

С июля 2016 года каждый работодатель будет обязан принимать на работу людей, которые будут соответствовать требованиям. То есть, они будут обязательны для всех. Изменения и обновления стандартов утверждается приказом минтруда.

Профессиональные стандарты утвержденные министерством труда 2016 — перечень

В период с 2012 до 2013 года документы активно разрабатывались. И с 2013 года началась их апробация и внедрение в систему, но они носили рекомендательный характер. Такой закон направлен, прежде всего, на повышение квалификации сотрудников для того, чтоб они больше соответствовали структуре своей деятельности. Перечень, утвержденный Минтруда, есть на федеральном официальном сайте.

Исходя из всех требований, руководитель может создавать должностные инструкции, разрабатывать кадровую политику, оплату труда, заниматься обучением на основе дополнительных курсов, аттестацией или переаттестацией персонала. Разработан документ под многие специальности, а том числе юриста, юрисконсульта, внутреннего аудитора, которые так же утверждены минюстом. Каждый в своей области имеет несколько разделов.

В социальной сфере и в каждом образовательном учреждении педагог должен соответствовать определенным требованиям, установленным Минтруда и соцзащиты №544н.

С января 2015 года педагог должен соответствовать такому требованиям, указанным в документе. С 2017 года планируют внести изменения.

Распространяется на разные образовательные организации, в том числе дошкольное (должность воспитателя) и начальное, среднее и высшее школьное образование (преподаватель, учитель).

Он определяет обязательные требования для формирования трудового коллектива, а именно: опыт работы, профессиональные качества. Указано, преподаватель какого предмета чему должен обучать детей и в какой период повышать свою квалификацию.

В такой стандарт введена должность психолога образовательного учреждения. Он должен проводить тестирование детей, педагогов, научить их проводить самоанализ и самооценку, проводить познавательные презентации.

Профессиональный стандарт бухгалтера с 2016 года

Такой нормативный документ был разработан в декабре 2014 года, введен в работу в 2015 году и действует до сих пор. В нем указаны две должности: бухгалтер (экономист) и главный бухгалтер. Для каждой из них применяются свои требования: уровень квалификации, стаж работы, должностные обязанности. На их основе разрабатывается в организации уровень оплаты труда.

Для главбуха более короткий, чем для обычного бухгалтера. Основной обязанностью является составление отчетности и ведение налогового учета.

Тогда, как у бухгалтера обязанностью является ведение учета по отдельным участкам. Минтруда считает, что один бухгалтер не может работать на всех участках.

А также работодатель может перенаправлять бухгалтеров на разные должности — младший, старший бухгалтер.

Приказом Минтруда №625н, которые носит название «Специалист в сфере закупок», были разработаны стандарты, которые необходимы такому работнику.

Они гласят о том, какой квалификацией должен владеть сотрудник для государственных и муниципальных закупок. Такой специалист должен уметь проводить экспертизу образования цен и самого качества товара.

Специалист проводит постоянное слежение за всеми закупками и заказами.

Специалист по кадрам

Для кадровика разработан достаточно большой и разноуровневый документ. Специалисты делятся на три категории: оперативный, тактический и стратегический.

Таким документом четко установлено то, чем должен владеть работник на своем уровне, какие должны быть в наличии знания. Например, человек, работающий по кадровому делопроизводству, должен знать не только документальное оформление.

Читайте также:  Что такое дду при покупке квартиры в 2018 году - в новостройке, налоговый вычет, пошаговая инструкция

На более высоких должностях человек должен уметь выявлять разные стороны потенциальных сотрудников, знать основы развития карьеры.

Специалист по охране труда

В правилах для такого сотрудника указаны уровни квалификации (6 или 7), какими знаниями и умениями должен обладать работник. А также то, какие существуют возможности повышения квалификации.

Сотрудник, находящийся на такой должности, должен уметь обеспечить безопасность при работе и производстве. Если это объект, на котором есть повышенная опасность, работодатель может предоставить курсы подготовки к работе на таком предприятии. Если предприятие обычное, стаж нужен не менее трех лет.

Специалист по управлению персоналом

Этот стандарт был введен в работу с ноября 2015 года. Выставляет такие требования к специалистам, как умение вести документацию, обеспечивать постоянный карьерный рост, уметь управлять своими сотрудниками.

Для устройства на работу подойдет среднее специальное образование или курсы подготовки такого рода специалистов. Для того, чтоб устроиться на руководящую должность, опыт работы должен быть не меньше, чем 5 лет.

Сайт Минтруда РФ реестр профессиональных стандартов

На официальном сайте Министерства труда и социальной политики России есть полный список стандартов, последние их новости и сферы применения.

В реестре профессиональных стандартов указан весь список профессий с номерами приказов о их введении. Такой список можно скачать на сайте Росминтруда.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • 8 (800) 350-83-59 — все регионы РФ.

(2

Источник: https://law-pravda.ru/zakony/professionalnye-standarty-utverzhdennye-ministerstvom-truda-2016.html

Профессиональный стандарт педагога – коротко о главном, Познавательные статьи

В 2013 году был разработан профессиональный стандарт педагога, который, согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель.

Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.

Именно поэтому еще в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации учителей.

Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Профстандарт педагога – в чем суть?

Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.

В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).

Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).

Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современного профстандарта педагога.

Почему на это обратили внимание? Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как «квалификация» и «профессиональный стандарт», которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне.

Подготовка к введению профстандарта

Как уже упоминалось выше, разработка документа началась еще в 2013 году, и планировалось, что все будет доработано и апробировано (проверенно на пригодность) до 1 января 2015 года. Однако его введение пришлось перенести на 2 года из-за больших сложностей в разработке.

За этот период документ был доведен до ума, а сами стандарты протестированы на базе нескольких десятков учебных заведений. Результаты были в целом положительными:

  • возрос уровень подготовки учащихся;
  • улучшились условия труда педагогов;
  • родители хорошо оценили изменения.

И в итоге, с 2017 года было решено начать повсеместное внедрение нового профессионального стандарта педагога.

Структура и содержание профстандарта

Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога, начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:

  • обучение;
  • воспитание;
  • развитие.

Описание каждой функции включает в себя три блока: «Трудовые действия», «Необходимые навыки» и «Необходимые знания». Далее функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:

  • Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
  • Деятельность педагогов начального образования.
  • Деятельность педагогов основного и среднего образования.
  • Модуль «Предметное обучение. Математика».
  • Модуль «Предметное обучение. Русский язык».

Точно так же в каждом виде педагогической деятельности конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.

Изучив все требования, можно прийти к выводу, что современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Так же делается упор на умение находить подход к каждому ребенку, уважать его личность и правильно оценивать его способности.

На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт.

Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профстандарта в учебном учреждении.

Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:

  • Сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.
  • Провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.
  • Осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.
  • Предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.

Правда, пока не совсем понятно, как быть с учителями, которые профстандарту не соответствуют. Если такой работник изначально был принят в соответствии с трудовым законодательством, успешно прошел аттестацию и в целом хорошо справляется с работой, то и увольнять его нецелесообразно, даже с учетом частичного несоответствия появившимся нормативам.

Повлияет ли профстандарт на зарплату учителей?

О повышении оплаты труда педагогам, подтвердившим соответствие профессиональному стандарту, представители власти говорили еще в 2013 году, однако официальных заявлений не было. Поэтому остается ждать и надеяться…

Проблемы внедрения профессионального стандарта

Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности они говорят, что сегодня это сделать проблематично из-за:

  • недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,
  • плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее),
  • слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.

Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1196_professionalnyy-standart-pedagoga—korotko-o-glavn.html

Профессиональный стандарт педагога с 1 января 2018 года

Закон о профессиональных стандартах педагога  с 1 января 2018 года поможет этой священной профессии встать на путь развития и становления. Многие проблемы нужно решить, но главное, чтобы всё новое начало  работать и приносить плоды.

В этой статье мы постараемся осветить следующие вопросы:

  1. Что такое профессиональные стандарты (далее П.С.)?
  2. Зачем он нужен учителю?

Цель стандарта для учителя:

  • структура;
  • требования к кандидату;
  • трудовые функции;
  • профессиональные стандарты: испытания;
  • адаптация к стандартам деятельности педагога;
  • проблемы реализации учителями.

Что это такое

С 1.01.2017 года в России начал работать новый профстандарт преподавателя. Этот документ позволит квалифицировать соответствующие категории педагогических работников. От квалификации будут зависеть также  нормы оплаты труда.

Не лишним будет рассказать о применении профстандартов.

Они используются:

  1. работодателями при формировании политики кадров и в руководстве персоналом;
  2. в организации обучения;
  3. при аттестации сотрудников;
  4. в разработке ДИ;
  5. при тарификации работ;
  6. в присвоении тарифных разрядов учителям и определении систем вознаграждения труда с учетом тонкостей производства, труда и управления;
  7. организациями в разработке основных проф образовательных программ и дополнительных профпрограмм;
  8. в разработке в определённом порядке федеральных гособразовательных стандартов профобразования.

Зачем нужен

Не каждый педагог работает по призванию, но каждый учитель и наставник должен уметь не только учить предмету непосредственно, но и учить ребёнка учиться. Учитель должен помочь ученику понять, что его будущее зависит от  самообразования и его стремления познать мир.

Времена меняются и меняются требования профессиональных стандартов, связанных с их регулярным обновлением в соответствии с сегодняшними требованиями рынка труда, потребителей конкретного вида услуг и образовательной среды.

Какая цель профессионального стандарта педагога с 1 января 2018 года для учителя

Можно выделить три основополагающих пункта касательно целей П.С.:

  • определение уровня квалификации педагогов;
  • интеллектуальная подготовка будущих учителей;
  • повышения интеллектуального уровня учителей.

Но чтобы ярко представить и понять главную цель новых правил, приведём пример выдержки профстандарта преподавателя математики и информатики. Среди профкомпетенций, которыми должен владеть преподаватель, восхищает следующее.

Учитель должен:

  • благоприятствовать формированию у учеников позитивных эмоций от математической деятельности. И дальше следует подробное описание свойств предмета, за счёт которых учитель должен содействовать мотивации и результативности каждого ученика.

Какая же причина таких отношений с предметом?

Хорошо, когда учитель замечательно владеет своим предметом и может передать знания детям, но этого ещё не совсем достаточно для того, чтобы любить предмет. Вероятно, дело, и, правда,  в недостатке  позитивных эмоций от математической деятельности на уроке?

Читайте также:  Узнать кадастровую стоимость земли в 2018 году - по адресу, как по номеру онлайн, бесплатно, росреестра

Видео: Компетенция педагогического работника

Структура

Новые требования к  профессионализму  педагога включают:

  • универсальное образование (для обеспечение многофункциональности преподавательского состава);
  • знание (для повышения профуровня);
  • компетентность (осведомленность);
  • прогрессивность (желание развивается в разных направлениях).

Очень важно, что внешний вид и стиль учителя  должен вызывать уважение.

С 2018 года П.С.  имеет четкую структуру, состоящую из трех основных направлений:

  • обучение;
  • образование;
  • развитие.

Увеличение зарплат учителей влечёт за собой массовые сокращения школьных врачей, психологов, дефектологов. Такие суровые реалии осложняют ситуацию.

Требования к кандидату

Существуют строгие условия соответствия для педагога, зафиксированы в новых П.С.:

  1. обязательность высшего образования по педагогическому профилю (приветствуется также наличие высшего образования по профилю предмета, который преподаёт учитель, дополненного образования в области преподавательской деятельности);
  2. отсутствие факторов, которые могут быть противопоказанием к допуску к учительской работе (дети не должны подвергаться риску нанесения вреда их физическому или психологическому состоянию);

В то же время,  данный нормативно-правовой акт не содержит требований к профессиональному опыту  кандидата. Следовательно,  на должность учителя может быть принят как работник с опытом в этой сфере, так и неопытный специалист, который не так давно окончил учебное заведение.

Трудовые функции

Стандарт, утвержден приказом Министерства труда № 544-н, содержит описание общих функций, которые принадлежат различным категориям специалистов — педагогов.

В любом случае, сотрудник должен иметь навыки осуществления таких функций:

  • обучение детей — воспитанников или учеников;
  • воспитательный труд с подопечными;
  • применение развивающих методик ;
  • реализация образовательных программ должного уровня обучения.

Тестирование

При тестировании в сорока трёх  субъектах федерации  удалось добиться  отличных результатов по каждому пункту, о чём свидетельствовали улучшения всех показателей по выводам разработчиков. Это позволило чиновникам принять решение о введении новых стандартов уже с января 2018 г.

Планируется, что в будущем положения профстандарта будут применяться не только при урегулировании деятельности педагогов, а также  при обучении и переобучении грядущих специалистов в образовательных учреждениях разного уровня.

Адаптация

Важнейшей задачей на сегодня является адаптация к новым стандартам деятельности педагога. Принципиально новым является то, что учителям отводится роль своеобразных социальных терапевтов, которые должны диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

Компетентность дифференцируется на три уровня:

  1. обще пользовательская;
  2. общепедагогическая;
  3. предметно-педагогическая.

В общем, если хотите, «школьного врача», который умеет  обращаться с проблемными детьми и находит подход к каждому учащемуся, тем самым увеличивая размер своей зарплаты.

Проблемы реализации

Наряду с положительными прогнозами, тестирование выявило серьезные проблемы:

  1. отсутствие благоприятных условий для выполнения новых требований;
  2. возросшие нагрузки;
  3. сложности с материально-техническим обеспечением школы: оснащение учебных классов и кабинетов с компьютерами, благополучия учащихся.

Насущные вопросы нужно решать большими усилиями, но ведь наши дети того стоят!

Источник: http://zakonmaster.ru/professionalnyj-standart-pedagoga/

Профессиональный стандарт педагога с 1 января 2017 года

1 января 2017 года вступит в силу профессиональный стандарт «педагог». Он содержит требований к знаниям, умениям и личным качествам российских учителей и воспитателей.

Документ призван заменить устаревшие должностные инструкции и упростить работу сотрудников образования. В целом профессиональный стандарт – это требования к сотруднику определенной специальности.

Документ определяет образование, знания и навыки, необходимые для успешной работы. Профессиональный стандарт используют в таких целях:

  • наем сотрудников и заключение трудовых договоров
  • расчёт зарплаты
  • распределение должностных обязанностей
  • присвоение квалификационных категорий
  • дополнительное образование или переподготовка кадров

С 1.01.2017 качества педагога регламентирует специальный документ

Руководство школ обязано учитывать профстандарт при найме новых педагогов, оплате труда и дополнительном обучении сотрудников.

Профессиональный стандарт педагога в 2017 году

Новый документ содержит требования к педагогам восьми категорий, начиная от воспитателей и заканчивая учителями русского и математики. Профстандарт подробно описывает трудовые действия (виды работы), знания, умения, моральные качества и поведение работников образования. Многие пункты относятся к общению учителя и детей.

  • По стандарту, педагог должен найти к учащемуся личный подход, определить и развить потенциал ученика.
  • Учитель обязан знать современные компьютерные технологии и применять их в работе.
  • Работник образования должен уметь работать с особенными учениками: детьми со специальными потребностями, одаренными школьниками, ребятами, чей родной язык – не русский.
  • Еще одно задание учителя – формировать у подопечных положительные качества, поощрять активность и гражданскую позицию.
  • Педагоги должны следовать законодательным и моральным нормам, профессиональной этике.

Таким образом, труд учителя будут судить не только по количеству отработанных часов и оценкам учеников. На первый план выходит знание предмета, способность заинтересовать школьника учебой и развить его способности.

Разработка и тестирование профстандарта

Минтруда приняло документ еще в 2013 году. Профстандарт разработали в двух вариантах.

Чиновники одобрили проект группы под руководством главы Центра образования № 109 Евгения Ямбурга, хотя некоторые эксперты назвали его задумку неосуществимой.

Профстандарт должен был вступить в действие 1 января 2015 года, но эту дату перенесли на два года. Сейчас документ тестируют в образовательных учреждениях 43 субъектов РФ.

Внедрение профстандарта повлечет за собой массовые проверки

Повсеместное внедрение профстандарта – это задача, которая требует много времени. Скорее всего, документ начнут применять в школах всей страны не ранее 2018 года.

Необходимость составить четкие требования к педагогам зрела много лет. Сегодня работники образования пользуются Единым квалификационным справочником (ЕКС), где указаны характеристики сотрудников разных рангов.

Но они слишком неточные и не отвечают запросам современности.

Что даст профстандарт учителям и школам?

В идеале он должен улучшить качество преподавания и отношения между педагогами, учениками и родителями. Но внедрение профстандарта повлечет за собой череду проверок.

Пока Минтруда точно не решило, как пройдет аттестация учителей. Известно, что соответствие педагогов стандартам будет определять не дирекция школы, а независимая комиссия.

Учителя, не дотягивающего до нужного уровня, могут лишиться работы или перейти на другую должность.

Но если школа не дала педагогу возможности развиваться, комиссия не имеет права его уволить. К примеру, профстандарт требует, чтобы педагоги владели информационно-коммуникационными технологиями.

Но как быть сотрудникам школ, где нет компьютерных классов и преподавателей информатики? Применение стандарта сдерживает недостаток финансирования и устаревшая материальная база школ.

К тому же, многие считают, что Минтруда отвлекает внимание педагогов от насущных проблем и нагружает их бумажной работой.

(0 оценок)

Loading…

Источник: https://yaa2017.com/edu/profstandart-pedagoga-2017/

С 1 января 2017 года начал действовать профстандарт «педагог-психолог»

Руководитель рабочей группы по разработке профессионального стандарта «Педагог-психолог», доктор психологических наук, профессор, проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Юрий Забродин рассказал о том, чего ждет педагогов-психологов в ближайшем будущем.

— С 1 января начал действовать новый профстандарт педагога-психолога. Пока этот нормативный документ носит рекомендательный характер. Окончательно он вступит в силу с 1 января 2020 года, став обязательным для всех российских педагогов-психологов. Юрий Михайлович, что изменится в работе этих людей?

— Им придется осознать, что они умеют делать, как они это делают, насколько квалифицированы, куда им надо двигаться, чтобы повысить свою квалификацию.

Сегодня в России более 60 тысяч педагогов-психологов, причем трудовые функции у всех разные: одно дело педагоги-психологи в обычных школах, и совсем другое — педагоги-психологи ППМС-центров, которые работают с детьми, испытывающими трудности в обучении и социализации. В профессиональном стандарте четко прописаны все компетенции педагогов-психологов.

— Прописать можно все, что угодно, но готовы ли сами педагоги-психологи работать в условиях нового профстандарта?

— Если мы говорим о реальном положении дел, то, как трудились педагоги-психологи в школах, так и будут трудиться.

Никто не собирается выгонять их из школ, даже если они не соответствуют требованиям, записанным в новом стандарте. Мы хорошо знаем, к чему приводят попытки выдавить из образовательной сферы психологов.

Достаточно вспомнить трагический случай в московской школе, когда подросток устроил стрельбу, убил учителя.

Большинство педагогов-психологов работает самоотверженно, с полной отдачей сил, принося за более чем скромное вознаграждение огромную пользу детям.

Вместе с тем, надо признать, что сегодня очень многие педагоги-психологи из-за недостаточной квалификации не соответствуют требованиям нового профстандарта. Документ обязывает их выстраивать индивидуальную траекторию обучения, систематически повышать квалификацию, обучаться по программам ДПО и даже по программам получения новой квалификации.

Раньше в этом деле царил произвол. Вопрос о повышении квалификации решал либо руководитель образовательной организации, либо сам педагог. Никто не занимался стратегией повышения квалификации.

Сегодня профессиональное сообщество формирует целую систему программ профессионального обучения. Эта система будет работать согласно объективным требованиям, а не субъективным пожеланиям.

— Один из разработчиков профстандарта педагога Евгений Ямбург предлагает ввести должности «учитель», «старший учитель», «ведущий учитель». Предусматривает ли профстандарт педагога-психолога новую модель карьерного роста? 

— Сложный вопрос. Если вводить новые ранжиры в рамках должности «педагог-психолог», то придется договариваться с профсоюзами, менять нормативную базу. Это долгая история. Впрочем, она, безусловно, тоже имеет право на жизнь.

Лично я всячески поддерживаю систему карьерного роста педагогов-психологов в виде «ступенчатых» должностей. Полагаю, что в сфере образования очень важно изменять структуру должностей и уточнять должностные обязанности.

Сегодня руководителям образовательных организаций уже дан в руки инструмент, позволяющий выстраивать штатное расписание в соответствии с требованиями к должности, объемом работ и квалификацией работника.

Кстати, во многих странах мира самые квалифицированные и опытные педагоги довольствуются «простым» званием учителя, получая при этом зарплату, которая на порядок выше, чем у только что пришедших в школу остепененных учителей.

— В новом стандарте четко прописано: педагогом-психологом может работать только человек с 7-м уровнем квалификации. Выходит, что формально в образовательную организацию могут допускаться только педагоги-психологи, закончившие магистратуру. Однако подавляющее большинство действующих педагогов-психологов – выпускники бакалавриата. 

— Да, здесь есть проблема. Представляете, что будет, если пойти на поводу у некоторых радикально настроенных товарищей, требующих с 2017 года «изымать из обращения» педагогов-психологов-бакалавров, заменяя их педагогами-психологами-магистрами? У нас тогда вся система образования остановится!

Именно для этого даются еще целых три года (до 2020 года, когда  профстандарт станет обязательным во всех бюджетных организациях, где работают педагоги-психологи) на то, чтобы они повысили свою квалификацию до требуемого уровня.

Для получения новой квалификации необходимо отучиться минимум 250 часов дополнительного профессионального образования, освоив специальные программы профессиональной переподготовки. А можно — за два года пройти магистратуру. Время есть.

Источник: РИА Новости

Источник: http://sovethr.ru/2017/02/06/s-1-yanvarya-2017-goda-nachal-dejstvovat-profstandart-pedagog-psixolog/

Ссылка на основную публикацию